Сибирские огни, 1947, № 1

Ефим ПЕРМИТИН НЕПРЕРЫВНОЕ ДВИЖЕНИЕ Подернутые поэтической дымкой прош ­ лого, дни эти сейчас вспоминаются как далекая и чудесная сказка . В захолустном городке Устькаменогор- ска — с двумя фанатиками М. Трусовым и Г. Псаревым — я начинал первый в истории Сибири • охотничий журнал — «Охотник Алтая». Первый ж е номер нашего «детища», и з ­ данный тиражом в 2 0 0 экземпляров, о т ­ тиснутый на ж елтой оберточной бумаге ручным станком времен чуть ли не Иоан­ на Гуттенберга, мы «в порядке обмена» послали в Новониколаевск редакции «Си­ бирских Огней». — Пропадет номер. К то ж е будет об­ мениваться с таким «Робинзоном» в 16 страничек, — сомневались мы, посылая горячо любимого «замарашку» в Сибцентр. И каково ж е было наше удивление и какова была наша радость, когда очень скоро мы получили толстый сдвоенный номер 1—2, 1923 г., общественного и ли ­ тературного журнала «Сибирские Огни». В этом номере были напечатаны рас ­ сказы : А. Караваевой — «Флигель», Конд- ратия Урманова «Красные бусы», статья Лидии СейфуллинОй об А. Островском, стихи Ивана Ерошина, П. Драверта , Бер ­ никова и ряд публицистических статей. Помню потому, что это была одна из первЫх книг настоящей советской худо ­ жественной литературы, зарождавш ейся в Сибири (московские литературные ж урн а ­ лы до нас не доходили тогда). Чтоб не «метать жребия» — кому же первому читать новинку, мы решили про чцсть его все вместе. И за ночь одолели увесистый (около 300 стр.) номер. П о зж е я ещ е дважды перечитал и поэ­ зию и прозу, а особо понравившийся мне рассказ К овдратая Урманова заучил на­ изусть. И вот д аж е и сейчас вспоминаю его начало: «Тихо ходит по степи Аба- киров табун и так ж е тихо, в сладкой дре­ ме, едет с зади пастух Омар. Облокотился на нагайку и дремлет»... Р а сск а з этот показался мне верхом стилистического мастерства. Так я стал постоянным, ревностным читателем ж урна ­ ла «Сибирские Огни». В 1925 году, по решению краевых ор ­ ганизаций, меня, вместе с редакцией ж у р ­ нала «Охотник Алтая», перевели а? г. Устькаменогорска в Новосибирск орга ­ низовывать и редактировать журнал «Охотник и пушник Сибири», и я попал в стены Сйбк.райиздата, гд е помещалась к редакция дорогого мне журнала «Си­ бирские Огни». В стенах одной типогра­ фии и печатались наши журналы. Зд есь -то я и увидел «первые живых писателей-авторов, рассказами которых я зачитывался в провинции. Спокойно-уравновешенный, даж е медли­ тельный Кондратам Урманов и в жизни пленил меня изумительным мастерством рассказчика; даровитый, молодой тогда еще новеллист, покойный Петр Николае­ вич Стрижков, одержимый духом бродяж ­ ничества и джеклондоновекой манерою золотоприискательских своих рассказов, Афанасий Коптелов. родственный мне по любви к Алтаю, тихий и скромный тру ­ женик Глеб Пуш карев — в се они вскоре стали моими близкими друзьями. Хорошо помню я и первый—-пятилетний — юбилей «Огней», совпавший с плену­ мом сибирских писателей. В часы его о т ­ крытия на город налетел снежный ураган страшной силы, но большой зал городско­ го театра был переполнен: почитателей любимого журнала не остановила стихия, крошечный костерок на снегу, зажженный любовными руками, разгорался в пламя. Движ ение становилось непрерывным: на смену уходящих в центр зачинателей - «огнелюбов», из глухих сибирских просто­ ров, таежными тропами шли в ж урнал но­ вые силы — рос и креп писательский мо­ лочник. Героический период революции, гр аж ­ данская война в Сибири, зарождение и становление колхозов — темы, не сходив­ шие со страниц «Сибирских Огней». К многоголосному шуму движения .при­ соединился и мой голос, определилась и моя писательская судьба: со второй кни­ ги 1929 года в «Огнях» начал печататься мой первый роман «Капкан». Не передать волнения, с каким я взял в руки этот номер и как , прижав к груди, нес его домой. Так я стал постоянным сотрудником, «Сибирских Огней». В том ж е 1929 году мой роман «Кап­ кан» вышел в издательстве «Федерация»-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2