Сибирские огни, 1947, № 1
тором будет Е. М. Ярославский , кото рый явл яется и одним из зачинателей ж урнала . Популярное и уваж аемое имя старого большевика во глав е ж урнала до . статочно я р к о указы в ало на то, что ж у р н алу придается большое значение: ж урнал призван объединять молодые литер атур ные силы Сибири. И действительно , еще д о появления первого номера ж урнала в Б арнаул приехал послан ец (уж е не помню, к то именно) редакции «С. О.» с прямым заданием познакомиться с группой литера торов Алтайской губернии. Помню очень волнительное впечатление после этой б е с е ды о задачах и целях ж урнала «Сибир ские Огни». Д л я каж до го и з нас, зеленых литераторов , было исклю чительно приятно соэнавать, что редакция ж урнала всерьез надеется на наши творческие силы . К о нечно, мне т ож е хотелось напечататься в «Оибогнях», но д о э т о го мне к аз ал о с ь совершенно обязательным побольше проя вить себя , а, значит, и проверить, что я творчески стою и что могу внести в рабо ту ж урнала . Вот почему я так обрадова лась , что стихи мои были напечатаны в губерн ской г а зете , гд е с тех пор я стала постоянным сотрудником . » . Первый номер ж урнала «Сибирские ОгУ ни» был встречен всеми членами «ЛИТО» с огромным и радостным удовлетворением . Помню, с каким интересом читались по вести Л . Сейфуллиной «Четыре главы» , «Перегной» и, особенно, повесть «П раво нарушители». В этом произведении Л . Сейфулли-на пок а зала себ я не толь ко п си хологом детской д у ш и , . но и подлинным писателем-гуманистом . Революционная сущность это го гуманизма заклю чалась в е го глубокой вере в преобразующую мощь со ве тско го общ ества , которое и з несчастно го, , изломанного сущ ества м ож ет создать сильного р а зум ей и волей человека. Имен но такое преображение детской душ и п о казывала Сейфуллина в своей повести «Правонарушители» . Герои ее были хо р о шо, по жизни , всем знакомы : беспризор ники, выбитые из нормального детства , бездомные дети . Б едстви я сиротства , бе ж ен ство и обнищание, .принесенные первой империалистической войной, нашествие 14 держ ав на молодую Советскую республи ку , разруха , голод в П о во лж ье — в се это особо разруши тельно обруш илось на, хруп кие плечи детей всей тяж естью , физиче ских страданий, потерь , несчастий , душ ев ных мук. В закон о д а тел ьс тв е Европы эта дети назывались «малолетними п р еступни ками», опасными д л я общ ества . Д л я Со ветского го суд ар с тв а эти дети были ж ертвами социальных бедствий и потрясе ний, э т о были несчастны е дети , которых н адо было сп асать , сд ел а ть из них п о л е з ных д л я общ ества лю дей . Мы видели, к ак со ветск ая вл асть спасала , ставил а их на ноги, возвращ ала к жизни. П оказы вая в своей повести образы спасенных Советским государством детей , Сейфуллина м уж ес т венно и правдиво подчеркивала , к ак с л о ж на и трудна работа п о перевоспитанию р е бенка, лишившегося семьи и детства . Ха рактеры этих подростков и детей , о тр а зившие в себе все страдания , грубость и грязь бездомной жизни , писательница ри сует полными противоречий, резкими, лом кими, неподатливыми . Но, показы вая тем ные пятна в сознании и поведении этих ребят, Сейфуллина такж е р а зверты вала п е ред читателем : яркую и живую картину победы новой 'советской педагогики . М ар тынов не просто хороший педагог , но пе да гог -со зидатель . старший товарищ и д у ховный отец , своих питомцев. Е го обраще ние с ними показы вает , яркую и сильную волю педагога новой формации и те, сов сем новые черты х арактера , которы е в нем самом .воспитала советская эпоха. О и п р а в див, иногда д о грубости резок , ч т о в се гд а бывает оправданным, он требователен , он с тави т вопросы остро и неподкупно . Он проницательно и разумно добр , наблю дате лен , остроумен, находчив. Он решительно вмешивается в .жизнь и поступки своих пи томцев, так к а к им в л а д е е т твердое уб еж дение, что любимая им работа нужна и важна д л я общества . Образы воспитателя и его питомцев являли собой одну из п ер вых побед новых литературных образов советско го мироощущения и социалистиче ско го (Гуманизма. Об этой повести , сто л ь бли зкой моей душ е , как и о ж у рн ал е в целом , мне, к ак пропагандисту , доводи лось вы ступать в разных аудиториях , и было приятно ви д еть живой интерес к ж урн алу и понима ние идейно-нравственной роли произведе ний, которы е печатались в нем. Особенно важно б й л о бытие ж урнала д л я нас, Молодых литераторов . Ж у р н ал был д л я нас ближ айшей творческой п ер с пективой, которая п о б уж д ал а к аж до го на д еяться , проверять себя и работать. В га зе те «Красный Алтай» уж е печатались р е гу л ярн о мои рассказы , стихи , критиче ские статьи о новинках в ж урналах «Красная новь» и «Сибирские Огни». Мне очень хотелось по сл ать р ассказ в «С. О .», но, дово л ьн о д ол го н е п о д д ав а я сь этой ие - куси тельяой мысли, я все «выдерживала» р ассказ «Флигель», который без конца п е ределы вала . и тр авил а , вы веряя не то л ь к о его худож ественную выразительность , но и е го проблемную весомость. Меня в то время особенно волновала проблема отно шения разных лю дей к новой советской действительности , проблема движ ения соз нания вперед, или причин застоя его . В сибирском городе, который до революции считался одним из глухих у голков р у с ской провинции, можно было встретить немало людей, духовное развитие которых не шло д ал ьш е обывательских привычек грубо -житейской выгоды и мещанских на строений. Приходилось наблю дать п овед е ние лю дей , которые жили, пряча глаза . Вокруг этих людей кипели, развивались но вЗ е общ ественные и производственные отношения, а эти «ужи», пряча свою враж дебность ко всему новому, со ве т ск о му, переползали со дня на ден ь в тумане сво е го тупого непонимания в се го происхо дящ его . Такие люди , прячущ иеся в своих домах и ф лигельках , неминуемо вступают в конфликт с действительностью и, как в сякая застойная гниль и камень на пути,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2