Сибирские огни, 1947, № 1

войну в разных концах мира три агрессий, ных государства — фашистские правящие круги Германии, Италии , Японии. Война идет на громадном пространстве от Гиб- ралтара до Шанхая». В «Сибирских огнях» с каждым номе­ ром все сильнее начала звучать тема: «Если завтра война». Появились очерки о границах. Писатели, которые побывали на рубежах страды, лично ощутили, как «по­ тянуло порохом со всех гранрц». Вскоре в журнале появились очерки уж е о боях на границах: «Герои Хасана», «На берегах Халхин.Гола». В советской литературе начинают появ. ляться произведения на военно-историче­ ские темы. Писатели стремятся на опыте героических событий прошлого России показать те черты русского национального характера, которые помогли русскому н а ­ роду разгромить врагов. Военно-историче­ ская тема привлекла внимание и сибир­ ских писателей. Вышла превосходная по­ весть Г. Кунгурова «Путешествие в Ки­ тай». К. Урманов написал документальную повесть из времен гражданской войны. В эти ж е годы начал печататься в «Си­ бирских огнях» роман Конст. Седых «Дау- рия». Г.Марков работал над романом «Строговы», в котором много блестящих глав было посвящено показу партизанской армии, оказавшей серьезную помощь ре­ гулярным частям Красной Армии в р а з ­ громе колчаковщины. О Красной Армии, о ее учебе, о воспи­ тании и закалке бойца в «Сибирских ог­ нях» появились повести Н. Кудрявцева «Друзья», С. Шемонаева «Отточен штык», С. Ломакина «В добрый час». Когда разразилась война, писатели, быв­ шие до того солдатами пятилеток , стали солдатами Отечественной войны. Большой отряд сибирских литераторов пошел на фронт. С первых ж е дней войны и на фронте и в тылу зазвучало страстное пи­ сательское слово. «Сибирские огни» / как мы видим, чутко J откликались на все основные события ( жизни страны. На протяжении цсей их ис- | тории они были «летописцами» социали- I стичеокюго преобразования Сибири, были певцами новых героев — людей труда, строителей социализма. «Сибирские огни» были вместе с народом и на лесах строек и на передовых линиях Отечественной войны. Они допускали иногда ошибки. Но они, под руководством партии, по ее ука ­ заниям умели их исправлять. Идейность, большевистская п артийность , составляли силу лучших произведений, на- ' печатанных в «Сибирских огнях». Вместе со всеми писателями Советского Сеюза мы с гордостью можем сказать: «Нам первым выпало на долю счастье рас­ сказать людям о социалистической жизни и о том, как сиа была завоевана. Нам вы. пало на долю счастье — детскими еще губами — произнести такие слова в худо ­ жественном развитии человечества, каких до нас ещ е не мог оказать ни один, даж е самый крупный из художников прошлого» (А. Фадеев). «Сибирские огни» существовали и суще­ ствуют как журнал областной. Естествен- t но, что в поле его внимания был прежде всего край, в котором он выходит, в ко ­ тором живут и с которым лучше всего знакомы авторы публикуемых в нем про­ изведений. Одна из характерных и прекрасных черт советской литературы состоит в том, что в ее общий фонд несут свой вклад многие культурные центры Союза, созданные за годы социалистического строительства. А. М. Горький еще в 1931 году с удов­ летворением отмечал: «Сейчас появляется настоящая литература: есть сибирские пи­ сатели, уральские и другие. У нас еще будет областная 'литература, кроме нац­ меньшинств. Например, третий том «Тихо­ го Дона» Шолохова — это уже областная литература. Он пишет как казак , влюб­ ленный в Дон, в казацкий быт, в приро­ ду. Так ж е восторженно описывают и си­ биряки свою Сибирь», А годом раньше, в 1930 г., в статье «О литературе» Алексей Максимович писал: «Старая наша литера­ тура была по преимуществу литературой Московской области. Почти все классики и многие крупные писатели наши были уроженцами Тульской, Орловской и др у ­ гих, соседних с Московской губерний. Ж анр и пейзаж — быт и природа, — в которых литераторы воспитывались, до ­ вольно однообразны. Решающие впечатлен ния детства были ограничены действитель­ ностью Московской области, и эта узость поля наблюдший определенно отразилась впоследствии на творчестве классиков... Урал, Сибирь, Волга и другие области остались вне поля зрения старой литера­ туры». «Сибирские огни» внесли в советскую литературу сибирские темы, сибирские об­ разы и краски, «жанр и пейзаж — быт и природу» Сибири. Сибирские писатели и их журнал сделали Сибирь известной, по­ нятной и родной дл я всей страны. Они включили ее в поле зрения советской ли ­ тературы. В первые годы издания «Сибирских о г ­ ней» были попытки ограничить, замкнуть сибирскую литературу в рамках «сибир­ ской специфики», оторвать ее от общего пути развития советской литературы. Это был рецидив сибирского областничества, мечтавшего «осуществить сепаратизм \ в живописи, в музыке, в театре, литературе, в патриотизме, в материальной культуре и в духовной жизни»>. . Советская литература в Сибири не мог­ ла замкнуться и не замкнулась в «сибир­ скую специфику». Литература в Сибири развивалась в общем потоке советской ли ­ тературы, жила общими интересами страны. 4 «Сибирские огни» вступают в 26-й год издания. Большие и почетные задачи стоят сейчас перёд журналом. Огромные перспек­ тивы открыты перед ним. Постановление ЦК ЙК'П(б) и доклад товарища Ж данова о журналах «Звезда» и «Ленинград» необы­ чайно раздвинули горизонты, открыли перед советской литературой новые идей­ ные и художественные высоты. Именно о 1 Г. Потанин. ,Н уж лы Сибири®.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2