Сибирские огни, 1947, № 1
Туруханском крае , Алдане , Якутии , семи палатинской степи. Первым крупным строительством в Со ветском Союзе было сооружение Туркеста- но-Сибиракой ж елезной дороги. Первыми на этой стройке появились очеркисты «Си бирских огней». Л еонид Мартынов с пар тией изыскателей прошел пешкам в 1927 г. всю трассу будущ ей дороги и в этом ж е году выступил в ж урнале с циклом инте ресных очерков. В следующ ем году на строительстве Турксиба был Афанасий Коптелов. В «Сибирских огнях» появилась его «Дорога в Т уркестан» — очерк о советском человаке -строителе , победителе пустынь и песков. 1 мая 1930 г . был зал ож ен фундамент первой домны Ку зн ецкого м еталлургиче ского завода . Н ачалось знаменитое строи тельство У рало -К у збасско го комбината — второй угольно -металлургической базы в стране. В «Сибирские огни» хлынул поток очерков, полных пафоса стройки. А. Ш у гаев назвал свой очерк о К у зн ецкстрое — «Рож дени е завода» . Ч ерез м есяц -д ва в редакцию ж урнала принесла очерк Н . Чер това под названием «Клепка началась». А через го д в «Сибирских огнях» появляется очерк И . М агида «Чугун пошел!». Один за другим печатались очерки «О цинкострое» (Мирошников), «О крае , где будет Ангарстрой» (Ж еребцов ) , о «черной реке» К у збасса (М. Никитин), о «подсту пах к сибирскому сахару» (Г. П авлов ) , о «руде и людях» (А. Куликов ) . Неутомимо и страстно работал в эти годы писатель П . Стрижков . С партией золотоискателей он перевалил через о тро . ги Яблонового хребта и поселился в А л дане. Потам он был «на угольных пластах Кузбасса» , много месяцев провел на «Со ляных озерах» Кулу.ндЫ, присутствовал при рождении первого цинка в Белово , был на лесах строек в Новосибирске. Очерки С трижвова были наиболее опера тивны и ярки. В Сибирь приезж али западно -европейские революционные писатели . Они были захв а чены строительным подъемом Сибири и написали об этом восторж енные очерки д л я «Сибирских огней»: Вайян Кутюрье дал очерк «Бойцы Ку заецкстроя» , Ф. В айс , копф — «Будущ ее в лесах», Зигвурд Л ун д — «Щ уплецов и искусство» . Сибирская деревня становилась в эти го ды на колхозный путь. Ш ла ликвидация кулачества , к ак класса . Д еревн я была фронтом острой классовой борьбы. Сибир ские писатели были на передовой линии этого фронта. В «Сибирских огнях» печа тались очерки , о характере которых мож но судить уж е по их названиям: «Рапорт с фронта» (А. Коптелов ), «Люди, степь, тракторы» (А. Герман), «Н а пашне боль шевистской» (Н . А лексеев ) , «Колхозные встречи» (А. К уликов ). Очерк шел по следам строительства , но, разумеется , он ие мог охватить весь круг вопросов, которые в годы пятилеток д о лж на была ставить советская литература . И естественно , по мере накопления пи сателя ми материала личных наблюдений, в «Си бирских огнях» начали появляться р а зв ер нутые произведения, в которых писатели рисовали широкие картины перестройки жизни, новые формы труда , рост нового человека. П ервой ласточкой был роман А. Копте- лова «Светлая кровь» — о строительстве Турксиба, о влиянии индустриализации на сельское хозяйство, о росте колхозов , с духовном подъеме людей Казахстанской степи. Потом в «Сибирских огнях» появи лись повести об индустриализации Сиби ри — «Огнеупор» Н. Чертовой, «Трубо клады» Н . Кудрявцева , «Стан» М. Н и ки тина, «Возвращение» Анны. Герман, новый роман А. Коптелова «На-гора!». Все эти произведения насыщены воздухом социали стической эпохи, наполнены пафосом само отверженного труда , ставшего делом ч е сти, славы, доблести и геройства . О коллективизации деревни сибирские писатели внесли в фонд советской литера туры два замечательных романа: «Капкан» Е. Пермитинр и «Ненависть» И . Шухова Роман Шухова А. М. Горький отмечал, как. значительное произведение. На огромных просторах Сибири р а сс ея ны д еся тки малых народов и племен, «ко торых до Октябрьской революции не счи . тали за лю дей и у которых не было прав, кроме одного — права постепенно выми рать» (Горький). Они жили «слепо и не мо». У них не было своей литературы и о них почти не писали русские писатели. Советский строй д а л малым народам Си бири новую жизнь и новое развитие. Н а чалось их возрождение . И как всюду, где творится живое социалистическое дело, зд ес ь появились советские писатели. В «Сибирских огнях» начали появляться про., в зведения об алтайцйх, гиляках , эвенках, остяках , казахах , ненцах, Шорцах, хакассах , — произведения, которые помогали утвер ж д а ть новую социалистическую жизнь , друж бу и братство народов. Сибирские писатели открыли цельте на роды, Коптелов в своем лучшем романе — «Великое кочевье», показал нам алтайский народ в его движении от полупатриархаль- ного быта к социализму. А. Смердов в, повести «В стране Темира» пропел вдохно венную песню о шорцах. В. Козлов р ас г ска зал о лю дях Ямальского полуострова, что считается краем земли. Евг. Иванов (Филиппыч) познакомил нас с рождением «М ал-хадари» — рождением колхозного строя в Хакассии. В. Величко в своих не больших р ассказах об остяках нарисовал новые стремления, новые чувства этого небольшого трудолюбивого народа. М алы е народы за годы советской власти со здали свою письменность и свою х удо ж ественную литературу . К костру «Сибир ских огней» пришли писатели из Ойротии и Шорни, Х акассии и Эвенкии, Б у р я т . Монголии и Якутии. «Сибирские огня» стали многонациональным журналом . В конце тридцатых годов .в «Сибирских огнях» начала занимать все большее меетг оборонная тема. И это понятно. Н ад стра ной социализма сгущ ались тогда грозовые тучи войны, В «Истории ВКП (б)», вышедшей в 1938 г., товарищ Сталин писал: «...Война» на д е л е уж е началась. Н ачалась она вти хомолку, без объявления войны... Начали
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2