Сибирские огни, 1947, № 1
лцеству , никогда не сходил со страниц ж урнала . В конце двадцаты х и в трид цатых годах в «Сибирских огнях» появи лись новые темы, выдвинутые жизнью , но тему гражданской войны писатели не оста вили. В 1930 году был напечатан роман Ч ер товой и Цикунова «В огне» и роман П. П е т рова «Саяны горят». В 1933 году — но- «вая повесть Р . Фраермана о гражданской войне на Д альнем Востоке — «Афанасий Олешек» . В 1937 г. — документальная повесть К. Урманова — «Отряд Петра Сухова». В 1940 го ду /С и б и р ски е огни» начали печатать роман Конст. Седых — «Даурия» , самое монументальное из про изведений писателей-сибиряков о граж дан ской войне. Сравнительно скоро нашла отражение в «Сибирских огнях» и тема восстановления хозяйства , тема нового советского чело , века, человека-строителя . Уж е во втором номере «Сибирских огней» была напечата на повесть Л . Сейфуллиной «Правонару шители», в которой писательница нарисо вала яркий образ положительного героя, •строителя новой жизни Мартынова. В 1928 г. появился роман П. Петрова «Бо- рель» — о борьбе рабочих за восстанов ление прииска. Роман этот был высоко оценен Горьким. Костер «Сибирских огней» горел, одна ко, не всегда равномерно. На страницы •^Сибирских огней» прорывались враж деб ные произведения. пропагандировавшие к у л ац ки е идеи. И ные писатели (Анов, К аргаполов ) не видели нового, светлого в советской деревне и изображали ее как кулац кую глухомань , зеленую топь, само гонное зарево, как сплошную темноту и одичание. Просачивались -на страницы «Сибирских огней» неверные, путаные, а иногда прямо враждебные лигературножритические и публицистические выступления. С вражескими влияниями велась борьба. И в процессе борьбы этой креп журнал, укр еп л яло с ь здоровое ядро писателей, к о то р о е составляло его душу. В 1928—29 гг. советским писателям Сибири пришлось вы держ ать очень острую борьбу с троцкистской литературной груп пой «Настоящ ее» . Группа эта , объявив искусство «опиумом д л я народа», пыталась потушить сибирский литературный костер. Об этом узнал А. М. Горький. Со стра ниц центральной печати р аздался его гнев ный протестующий голос: «У нас в области оценок воспитательно го значения художественной литературы не все благополучно. Особенно заметно это в провинции. Бот пример: редактор «Со ветской Сибири», краевой газеты , Курс, — •бывший анархист, как мне оказали,—орга . ни зовал гонение на художественную лите ратуру , и один из его сторонников, некто Панкрушин, заявил , что «художественная литература реакционна по своей природе». Это. конечно, провинциальное истолкова ние теории покойного «Лефа». С моей точки зрения, — не цёховой, а с точки зрения ■■человека, который л ет пятьдесят наблю д а л и до сего дня наблюдает революци онно-воспитательное значение литературы . — Панкрушин не только малограмотный парень, а человек, которого я считаю с е бя вправе назвать бессознательным «вре дителем» в области культурной работы... Рабочий класс не м ож ет и не должен признавать таких мудрецов, весьма похо жих на вредителей культурной работы, мастерами культуры». Троцкистские вредители из группы «На стоящее», припадавшие к Горькому д э этой уничтожающей статьи с предатель ским иудиным поцелуем, подняли против него неистовый, клеветнический шум и вш г , который был решительно пресечен специальным постановлением Ц К ШШ (б) от 25 декабря 1929 г. Троцкистская литературная группа в Сибири была разоблачена партией при по мощи Горького и ликвидирована. В начале тридцатых годов начались к о лоссальные изменения в жизни страны. GCCP одевался в ж елезо и бетон. Строи лись заводы , сооружались шахты, прокла дывались ж елезнодорожные магистрали, водные каналы. «Мы отстали от передо вых стран. — говорил товарищ Сталин на Первой конференции работников промыш ленности в феврале 1931 года, — на 50— 100 лет . Мы должны пробежать это р а с стояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Вся страна жила в атмосфере пятилеток , весь народ был охвачен пафосом строи тельства . «Сибирские огни» вместе со всем народом были в это время на лесах стро ек. Страницы его дышали пафосом строи тельства , романтикой созидания. С оветская литература периода пятилеток была, как образно заметил в одной из статей К. Симонов, «творцом, созидателем, подставившим под эту ношу и свое плечо и не пытавшимся согнуться или схитрить д л я того, чтобы облегчить себе эту ношу за счет других». В годы первой пятилетки выдвинулась подвижная оперативная форма советской литературы — художественный очерк. Горький считал очерк «удачнейшей формой познания жизни и приобщения миллионов к тому, что делается вне доступного их глазу пространства». В «Сибирских огнях» очерк появился раньше, чем в других толстых журналах , и культивировался значительно шире. Это диктовалось самой действительностью Си бири. Трудно назвать край, который был бы так ж е велик, разнообразен и богат, как Сибирь. Она занимает двенадцать с половиной миллионов кв. километров. Ее нельзя сравнивать со странами, — равных ей стран нет. Ее можно сравнивать то л ь ко, с материками. М ежду тем, «Сибири, — как писал Горький, — мы не знаем и со лидных трудов о ней почти нет». - ''«Сибирские огни» с первых ж е дней на чали огромную работу познания своего края . Неезженными дорогами путеш ество вали очеркисты «Сибирских огней» по краю и открывали читателю один кусок Сибири за другим. С 1922 по 1929 год в журнале ' появились очерки- о Сихотэ-Алинь, Саянах, Мариинской тайге, Заполярье , Н а . римском крае , -Горной Шорни, Камчатке , северной Д аурия , Горном Алтае, Чукотке,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2