Сибирские огни, 1947, № 1
ее внимательным и друж еским к ней от ношением, д ело пойдет отлично». «Сибирские огни» были и являются и сейчас журналом по преимуществу моло дых писателей. Вокруг основной группы— «бригады энергичных огнелюбов» — всег да группировалась молодежь . Огнелюбы «пригревали ее внимательным, дружеским к ней отношением». Первый помер был открыт повестью начинающе": писательни цы Л . Сейфуллиной. В нем ж е были на печатаны стихи молодых поэтов — Л . Лесной, В. Берникова, А. Пиотровско го. В следующих номерах появились про изведения никому неизвестных тогда ав торов: К . Урманова, Н. Изонги, Л . М ар тынова, Г. Павлова. Первый номер за 1923 год был открыт рассказом тож е на-' «инающей писательницы — Анны К ара ваевой. Появились первые стихи Иосифа Уткина, В. Заводчикова , первый рассказ Г. Павлова. Каждый год появлялись у костра «Си бирских огней» новые поэты и прозаики. В 1924 году были напечатаны первые про изведения Рувима Фраермана, Н . К удряв цева, Сергея Алымова, М. Скуратова, Ив. Молчанова-Сибирского. В 1925 году был напечатан первый со ветский исторический роман «Золотой клюв» Анны Караваевой. В этом ж е году на страницах «Сибирских огней» появи лись новые прозаики: А. Коптелов, М. Никитин, П. Стрижков, Е. Минин. В 1925 г. были опубликованы первые стихи Ильи Мухачева. В следующий, 1926 год, «Сибирские огни» дали «путевку в литературу» Сер гею Маркову, Rac. Непомнящих, Евгении Анучиной. В 1927 году — Н. Чертовой, 11. Петрову, А. Югову, А. Шугаеву, Дж еку А лтаузеяу , Вл. Вихлянцеву, Льву Черноморцеву, Н. Титову. В 1928—29 го дах — Ефиму Пермитину, Е. Березницко- му. В эти ж е годы появились первые романы П. Петрова, А. Коптелова, пер вы е .рассказы С. Маркова. Сибиряки систематически пополняли .авторский состав центральных журналов. В центр один з а другим переезж али со трудники «Сибирских огней»: Л . Сейфул- лина, А. Караваева, Р . Фраерман, Ф. Б е резовский, И . Уткин, Д . Алтаузен , М! Скуратов, Н. Чертова, М. Никитин. А. Шугаев, С. Марков. Еф. Пермитин, А. Югов и др. , На смену уходящим в центр, к костру «Сибирских огней» неизменно приходили я приходят новые силы. Особенно боль шой отряд новых «огнелюбов» появился а журнале в тридцатые годы — в годы социалистической реконструкции страны. Это — А. Смердов, Н. Емельянова, И. Шухов, П. Кучияк, А. Ольхой, К . С е дых, А. Мисюрец, А. Герман,' В. Утков, С. Сартаков, П. Маляревский, И. Р ож дественский , Е. Стюарт, В. Чугунов, A. Куликов , А. Пугачев, Е. Иванов, B. Величко, С, Ламакин, С. Шемонаев. Евг. Федоров, Ф. Чиспияков, Н . Щеше- нин, Л . Кондырев, Э. Буранова и др. Четверть века выходят «Сибирские о г ни». В ж урнале напечатано за это время 35 романов, свыше 50 повестей, более 300 ^рассказов, 280 очерков. Больше по лутора сот прозаиков и около двухсот поэтов выступили в ж урнале за 25 лет В небольшой статье невозможно сд е лать хотя ^бы даж е беглый обзор всех произведении, напечатанных в журнале. Мы попробуем отметить лишь несколько характерных черт, перечислить хотя бы несколько наиболее заметных произведе ний!. Тесная связь «Сибирских огней» с жизнью — первая и основная характерная черта, которая проходит через всю исто рию, журнала . Передовой отряд писателей сибиряков 4i их журнал были тесно с вя заны с народом, его интересами, его борь бой, они быстро откликались на основные события жизни страны. Творческая эво люция «Сибирских огней» — темы, сю жеты , образы — в основном шла соот ветственно развитию страны. В 1920 году, когда партизаны Д ал ьн е го Севера чер£з анадырскую радиостан цию призывали мировой пролетариат «на правый смертный бой с Общим врагом», писатель-сибиряк Вс. Иванов уж е писал свою повесть «Бронепоезд «14-69», в ко торой сибирские партизаны объясняли пленному американцу суть пролетарской революции. В первый период развития советской литературы тема гражданской войны была почти основной. И это понятно! Граж данская война дала богатейший творче ски й материал дл я писателей. Материал этот, полный героических поступков лю дей, драматических событий и душевных переживаний необычайной красоты и с а моотверженности, был первой Иипокреной и для писателей-сибиряков. — Когда выходили первые номера «Сибир ских огней», на окраинах Сибири еще хлестал свинцовый д ож д ь гражданской войны, горизонт был застлан пороховым дымом. Но это не помешало писателям увидеть живую жизнь , нового героя. Уже в первых номерах появились повести, рассказы , стихи о гражданской войне. Л . Сейфуллина нарисовала в своих пове стях образы большевиков и красногвар дейцев. Павлов показал читателям «ком полка Мигайлу» и «отделение Погодаева» К. Урманов рассказал про «маленьких людей» в революции, про «последний час» колчаковщины. П . Далецкий напеча тал роман о партизанах на «зеленом кли ну» Приморья. С Д альнего Востока Рувим Фраерман принес в ж урнал «Огневку» — талантливую повесть о гражданской ' вой не, о партизанах, о Ваське Гиляке, кото рого захватила революционная волна, взбодрила и подняла. Это было наиболее яркое тогда произведение. Писатель со з д а в образ новый, небывалый в литерату ре — образ человека нерусской нацио нальности, который сознательно , с откры тым сердцем вошел в революцию, стал партизаном. В первые годы «Сибирские огни», как >мн уж е указывали выше, пахли порохом. Капах пороха гражданской войны, по су- 1 Мы ве будем касаться стихов, т. к; о сти - хах, опубликованных в „Сиб. огнях*, будет напе чатана специальная статья в ближайш ем номере журнала.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2