Сибирские огни, 1946, № 5-6
Отец заострял свои стрелы И малицу мать вышивала, А Итте, веселый ребенок, На резвом олене катался...» Т ак эпически спокойно начинается поэ ма о бесстрашном Итте. Но счастье мир ных людей непрочно на суровой земле се вера. Автор в самом начале поэмы пока зывает, как: ...«К белому тихому чуму Л етело нежданное горе: Сгибая ногами деревья И прыгая через оэера И шапкою тучи касаясь, Сметая с пути все живое, Шагал людоед Пинегуссе... Он бросился к белому чуму, И жалобно мать закричала»... П отеря родителей, безмолвное горе р е бенка показаны необыкновенно сжато, вы разительно, с трогательной нежностью.' Простота, естественность, правда, устрем ление к народности в языке и содержа нии, героическая трактовка образа Итте— главные достоинства поэмы. «Ребенок свернулся клубочком И так неподвижным остался. Н а мшистой поляне лежал он. И был недвижим, точно камень. И нежные мхи вытирали Сиротские горькие слезы»... Страхова тонко прочувствовала и уны лую безбрежность тундры, нежно-зеленые ее мхи, показав на них свернувшегося «клубочком» ребенка. Нужно глубокое проникновение в пси хологию детской души, необходима боль шая кдаржаиность ,чтоб выразить эту сце ну так сжато и ярко. ;В самом ж е начале поэмы, на первой ее странице, авггор завязывает и крепкий сюжетный узел: страдания маленького И т те, страдания народа от налетов чудовищ ного людоеда Пинегуссе приковывают внимание читателя, заставляют напряжен но следить за ,ростом будущего гвроя-ос- тободителя. «Спасенный старухою Итте Ж и л в чуме ее вместо сына И рос он, и сил набирайся, И вырос высоким и сильным. Зимою при блеске сиянья Н а лыжах он гнался за зверем, И звонкоголосые стрелы Шутя настигали добычу. И в чум своей матери старой Всегда приносил он с охоты И сладкое мясо оленье И жирнее туши медвежьи»... Юный Итте, его удачливость в охоте и рыбной ловле, веселый его характер, Ит- те-герой, формирующийся на протяжения всей поэмы в мудрого бесстрашного вои на, народного освободителя, даны не ста тично, не отвлеченно, а в конкретных вы разительных картинах его жизни и борьбы за личное и народное счастье. Рост его видишь, крепнущую душу, мужающий ум ощущаешь на всем протяжении поэмы. Вот Итте в жилище Лесного духа: «В диковинной шапке из перьев, С зеленой, как лист, бородою Старик его ласково встретил, Кусок медвежатины подал И воду в берестовой чаше»... В картине этой все поэтично. Дальней шее повествование (нападение на Итте семи братьев) раскрывает нам Итте как терпеливейшего и справедливейшего чело века: «Ведет меня честное слово: К то слово свое нарушает, Тот жить на земле недостоин»... И тте добр, честен, он воплощение л уч ших черт своего народа. Действие поэмы развертывается в самой разнообразнейшей обстановке, в разные времена года, в тундре, в тайге, на море, -в море, на острове. Действующие лица поэмы, поми мо людей — звери, птицы, рыбы. Они живут в поэме полнокровной жизнью, по могают Итте в его борьбе с Пинегуссе. П ейзаж севера написан необыкновенно верно и вдохновенно: «Широкий сверкающий пояс Сиял на полуночном небе И, блеску его изумляясь, Бледнели далекие заезды* Сиянье снега зажигало, Огнем трепетало на скалах, А ветер со льдов океанских Дышал леденящим дыханьем». В этом пейзаже зимней северной ночи все зримо, ощутимо почти физически. Н е менее удачно показаны в поэме звери, птицы, рыбы: -«Доверчивым нежным дыханьем Оленьих ноздрей он коснулся. В глаза посмотрел исполину И шерсть меж рогами погладил, И влажные ноздри оленьи Приветственно затрепетали»... Чувство художественной меры не изме няет М. Страховой и в лирических сце нах (встреча Итте с девушкой): « — 'Привет тебе, Итте-охотнмк! Давно я тебя ожидала, — Красавица-девушка тихо И нежно ему говорила* И взгляд ее чистый и ясный Наполнил охотника светом. Не черные косы он видел, Не круглые свежие щеки: В открытом сверкающем взоре Увидел он1 верность я вечность»...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2