Сибирские огни, 1946, № 5-6
Ж ивая связь сказительницы с совре менностью ярко выступает в сказах об Отечественной войне. Раздел этих сказов в сборнике является самым значительным и ценным. Здесь напечатан ряд взволнованных сказов о Великой Отечественной войне. Красной нитью через сказы А. Е. про ходит призыв к боевому объединению со ветских людей перед лицом страшного врага. Возьмемся мы все рука об руку. Сплетемся мы все цепью крепкою, Не дадим страну да на> терзание! Не пойдем к врагу на надевание! («Вее на борьбу с врагом», стр. 20). Восхваляя мужество русских людей, сказительница пытается на конкретных примерах воссоздать образы героев, пока зать их героизм (сказы! «Казнь Тани», «Молодая гвардия»). Надо сказать, одна ко, что', беря за основу обычно газетные сообщения о подвигах советских людей на фронтах, сказительница не всегда на ходит свои краски для изображения ге роев и переносит в свои сказы иногда весьма механически газетный схематизм и сухость выражения. Р яд сказов А. Е. Посвящает славным русским городам Ленинграду, Киеву, Смо ленску, Новгороду. Некоторые из этих сказов сложены под непосредственным впечатлением « д е н н ы х ею (во время поездки на фронт с бригадой народных певцов) разрушений, какие причинили на шей стране немецкие варвары. В сказах о войне А. Е. Рогожникова посвящает прочувствованные строки род ному краю — Сибири, отмечает выдаю щуюся роль Сибири и сибиряков в войне. Теперь ты, Сибирь, да воспрянула, По всему, миру да- прославилась. Распахала, пашни, хлебородные, Разработала шахты, рудники да богатые, Города, фабрики, заводы да понастроила. Что от Сибири нужно — да вс,е получите: Леса, уголь, пушнину да хлеба множество. Сыновья-то у Сибири богатыри да могучие... Вот тут-то сибирские воины прославились, С проклятыми фашистами д а расправились. («Сибирь», стр. 42). Героической работе тыла в дни войны посвящены сказы «Урожай», «Всесоюзный Кузбасс». В сказе «Всесоюзный Кузбасс» Рогожникова обращается к горнякам Куз басса с призывом увеличить добычу угля, обеспечить заводы и фабрики топливом. Дорогие шахтеры-забойщики, Рабочие, стране уголь доставщик»! Поспешите в шахты угольные, Разверните свою силушку да лремогучую, Вы разбейте гору да углекаменную — Серебристый уголек да иуеть-ка сыплется. Наверх да уголек да поднимается, По всей стране да рассыплется. Чтоб летел паровоз быстрее ветра буйного, Чтобы бежали вагоны да как молния. (Стр. 44—45). Колхозников и «совхозников» сказитель ница призывает трудиться, помогать Крас ной Армий, защищающей советскую власть. .Героическая борьба Советской Армии и самоотверженный труд в тылу — неот делимы от имени товарища Сталина. Нема ло теплых слов в сказах А. Е. Рогожни- ковой посвящено нашему вождю и гени альному .полководцу. Раздел заканчивается сказом «День Победы», передающим радость народа в связи с победой над немецкими захватчи ками, благодарность Красной Армии и товарищу Сталину. Таковы темы, мысли, формы произведе ний Рогожниковой, такав путь ее поэти ческого развития. Нетрудно заметить, что в процессе этого поэтического развития возрастает творческая самостоятельность сказительницы, творчество ее обогащает ся не только новым содержанием, но и становится богаче красками. (В произведениях старого фольклора Рогожникова при всей своей одаренности и своеобразии редко выходит из круга определенных устойчивых жанров, обра зов и поэтических средств устной поэ зии. Д ля стиля произведений Рогож - никовой советского периода — характерно утверждение и разработка нового по су ществу жанра — сказа, столь характер ного для нового фольклора. Причем, если М. Крюкова в своих «сказаниях», «новинах» исходит от монументальной былины, то Рогожникова — от историче ской, балладной и лирической песни. ■На творчестве Рогожниковой можно видеть все трудности создания и разра ботки нового жанра фольклора. Перед скязителЦиицей постоянно стоит опас ность встать на путь простого пересказа газетных передовиц и общеизвестных ло зунгов и положений. Надо сказать, что и наша сказительница не избежала этого недостатка. Во многих случаях вместо" образного показа людей и событий об щественно-политической жизни, А. Ро гожникова просто, «не мудрствуя лукаво», перелагает в сказ газетные материалы, разбавляя схема,тияеоюую, сухую газетную речь сказовой ритмикой, традиционным Прибавлением -частиц и междометий, свой- ств-еяных народной поэзии. Такие сказы, как «Урожай», «Смерть фашистским из вергам» — представляют простой, не ок- оашенный авторским чурсфвом, пересказ соответствующего газетного материала. Спеша высказаться, откликнуться нз современные политические события, ска зительница иногда забывает о специфи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2