Сибирские огни, 1946, № 5-6

Ж ивая связь сказительницы с совре­ менностью ярко выступает в сказах об Отечественной войне. Раздел этих сказов в сборнике является самым значительным и ценным. Здесь напечатан ряд взволнованных сказов о Великой Отечественной войне. Красной нитью через сказы А. Е. про­ ходит призыв к боевому объединению со­ ветских людей перед лицом страшного врага. Возьмемся мы все рука об руку. Сплетемся мы все цепью крепкою, Не дадим страну да на> терзание! Не пойдем к врагу на надевание! («Вее на борьбу с врагом», стр. 20). Восхваляя мужество русских людей, сказительница пытается на конкретных примерах воссоздать образы героев, пока­ зать их героизм (сказы! «Казнь Тани», «Молодая гвардия»). Надо сказать, одна­ ко, что', беря за основу обычно газетные сообщения о подвигах советских людей на фронтах, сказительница не всегда на­ ходит свои краски для изображения ге­ роев и переносит в свои сказы иногда весьма механически газетный схематизм и сухость выражения. Р яд сказов А. Е. Посвящает славным русским городам Ленинграду, Киеву, Смо­ ленску, Новгороду. Некоторые из этих сказов сложены под непосредственным впечатлением « д е н н ы х ею (во время поездки на фронт с бригадой народных певцов) разрушений, какие причинили на­ шей стране немецкие варвары. В сказах о войне А. Е. Рогожникова посвящает прочувствованные строки род­ ному краю — Сибири, отмечает выдаю­ щуюся роль Сибири и сибиряков в войне. Теперь ты, Сибирь, да воспрянула, По всему, миру да- прославилась. Распахала, пашни, хлебородные, Разработала шахты, рудники да богатые, Города, фабрики, заводы да понастроила. Что от Сибири нужно — да вс,е получите: Леса, уголь, пушнину да хлеба множество. Сыновья-то у Сибири богатыри да могучие... Вот тут-то сибирские воины прославились, С проклятыми фашистами д а расправились. («Сибирь», стр. 42). Героической работе тыла в дни войны посвящены сказы «Урожай», «Всесоюзный Кузбасс». В сказе «Всесоюзный Кузбасс» Рогожникова обращается к горнякам Куз­ басса с призывом увеличить добычу угля, обеспечить заводы и фабрики топливом. Дорогие шахтеры-забойщики, Рабочие, стране уголь доставщик»! Поспешите в шахты угольные, Разверните свою силушку да лремогучую, Вы разбейте гору да углекаменную — Серебристый уголек да иуеть-ка сыплется. Наверх да уголек да поднимается, По всей стране да рассыплется. Чтоб летел паровоз быстрее ветра буйного, Чтобы бежали вагоны да как молния. (Стр. 44—45). Колхозников и «совхозников» сказитель­ ница призывает трудиться, помогать Крас­ ной Армий, защищающей советскую власть. .Героическая борьба Советской Армии и самоотверженный труд в тылу — неот­ делимы от имени товарища Сталина. Нема­ ло теплых слов в сказах А. Е. Рогожни- ковой посвящено нашему вождю и гени­ альному .полководцу. Раздел заканчивается сказом «День Победы», передающим радость народа в связи с победой над немецкими захватчи­ ками, благодарность Красной Армии и товарищу Сталину. Таковы темы, мысли, формы произведе­ ний Рогожниковой, такав путь ее поэти­ ческого развития. Нетрудно заметить, что в процессе этого поэтического развития возрастает творческая самостоятельность сказительницы, творчество ее обогащает­ ся не только новым содержанием, но и становится богаче красками. (В произведениях старого фольклора Рогожникова при всей своей одаренности и своеобразии редко выходит из круга определенных устойчивых жанров, обра­ зов и поэтических средств устной поэ­ зии. Д ля стиля произведений Рогож - никовой советского периода — характерно утверждение и разработка нового по су­ ществу жанра — сказа, столь характер­ ного для нового фольклора. Причем, если М. Крюкова в своих «сказаниях», «новинах» исходит от монументальной былины, то Рогожникова — от историче­ ской, балладной и лирической песни. ■На творчестве Рогожниковой можно видеть все трудности создания и разра­ ботки нового жанра фольклора. Перед скязителЦиицей постоянно стоит опас­ ность встать на путь простого пересказа газетных передовиц и общеизвестных ло­ зунгов и положений. Надо сказать, что и наша сказительница не избежала этого недостатка. Во многих случаях вместо" образного показа людей и событий об­ щественно-политической жизни, А. Ро­ гожникова просто, «не мудрствуя лукаво», перелагает в сказ газетные материалы, разбавляя схема,тияеоюую, сухую газетную речь сказовой ритмикой, традиционным Прибавлением -частиц и междометий, свой- ств-еяных народной поэзии. Такие сказы, как «Урожай», «Смерть фашистским из­ вергам» — представляют простой, не ок- оашенный авторским чурсфвом, пересказ соответствующего газетного материала. Спеша высказаться, откликнуться нз современные политические события, ска­ зительница иногда забывает о специфи

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2