Сибирские огни, 1946, № 5-6

1 Одним из ярчайших свидетельств сози­ дательной мощи социалистического строя является необычайный расцвет устного на­ родного творчества в нашей стране. Вы­ шедший в свое время большой том «Твор­ чество народов СССР» охватил лишь наи­ более значительное из неисчерпаемых бо­ гатств народного слова о великом Октяб­ ре, социалистической Родине, Партии, о вождях народа Ленине и Сталине. В со­ ветскую эпоху из народных масс выдви­ нулась целая плеяда замечательных поэ- тов-п-евцов, сказителей, сказочников и т. д. Порой неграмотные, но поэтически ода- ре-няые и мудрые, прежде известные не дальше своей округи, — они получили большую популярность и всеобщее при­ знание во всей нашей ответской стране. Широко известны прославленные ашуги- импровизаторы С. Сталь-ский, Джамбул Джабаев, русская сказительница М. Крю­ кова, сказочники М_ Коргуев, А. Барыш­ никова, Чичаева н др. Советские фольк­ лористы сделали многое дли популяриза­ ции творчества выдающихся народных цевцов и сказителей. Книги Стальского, Джамбула, Крюковой можно найти в лю­ бой библиотеке. Эта работа по выявле­ нию и популяризации одаренных носите­ лей и создателей фольклора разверты­ вается л у нас в Сибири. Положительным явлением следует счи­ тать издание произведений известной стс* бирской сказительницы (из Тогуч-ина Но­ восибирской области') Александры Ефи­ мовны Рогожнишвой, сборник сказов и ■песен которой выпущен Новосибирским областным издательством. Сказы и песни эти записаны были ча­ стично покойным новосибирским писате­ лем А. И. Ершовым и главным образом составителем сборника ГО. Зуфицким. Редакция сборника осуществлена А. Мн­ оюревым. ' Сборник д ает довольно полное пред- .г стазление о творчестве А. Е. Рогожнико- вой. Материал его распадается на три раздела: 1) Об Отечественной войне, 2) Довоенные советские сказы, 3) Ста­ ринные сказы и песни. Поэтическое развитие сказительницы, конечно; шло в обратном порядке. А. Е. Рогожникова, как сообщает нам редактор сборника- -в небольшой вступительной статье, в своем творчестве шла от духов­ ных стихов и «лиро-эпических жанров се­ дой старины». Прежде исполнительница духовных стихов я народных песен, Ро­ гожникова в советскую попу становится вдохновенным певцом социалистического строя. Этот переход закономерен я не еди­ ничен в народном творчестве. Вспомним о замечательных художниках Палеха и Мегеры, перешедших от церковной ико- А. Е. Рогожникова. „Сказы и песни", сбор- ник составлен Ю. Зубоицким, под редакцией А. Мисюрева, Н овосибирское областное издатель­ ство, 1945 г. нолиси к советской тематике, создавших замечательные произведения о советской социалистической жизни. В третьем разделе сборника помещено несколько произведений традиционного фольклора — песни лирические, баллад­ ные, юмористические. Раздел этот мало оригинален; произведения, напечатанные здесь, известны в советской фольклори­ стике по прежним публикациям. Оригинальный характер приобретает творчество А. Е. Рогожниковой в совет­ ское время, когда1 сказительница находит новые темы и новые формы для своих произведений. В сказах и песнях, созданных А. Е. Рогожниковой в советскую эпоАу, ярко проступает тесная связь ее творчества с современной политической и обществен­ ной жизямо страны. Оказы и песни Ро­ гожниковой в большинстве своем являют­ ся живым откликом на знаменательные явления и события советской жизни. Это уже видно из раздела «Довоенные советские сказы». Тематика этих сказов— противопоставление старого новому («Жить хочется», «Свобода» и др.), вос­ хваление свободной, культурной, счаст­ ливой советской жизни, могущества- пре­ красной нашей родины, ее светлого пути под руководством Ленина и Сталина. -Сторона ты наша, сторонушка-, Сторона ты наша првеветлая! Взошла зоренька, заря ясная, Просветлила-сь страна да прекрасная. Просветил -страну это Ленин сам, Показал путь да это Сталин нам; По пути идем -да- мы по праведной, По дороженьке да по Сталинской». (Стр. 67). В сказе «Весна, Солнце и жестокий Мороз» — сказительница ярко рисует благодетельную живительную силу Вели­ кой Октябрьской революции, принесшей народу новую жизнь и радость. В первой части этого сказа аллегориче­ ски повествуется о приходе Весны, про­ гнавшей Мороз, о Солнце, пригревшем землю н расцветшей под его лучами молодой жизни. Во второй части автор раскрывает аллегорию: Мороз-то был да Романов царь, А Погодушка да Росошошка, А бурюшка-то рабочий Народ, Холодные льды — тяжелы кандалы. Красно Сошыпшо — это Сталия- сам, Весна теплая—да то Свободушка...» (Стр. 68). Живым откликом на реальные полити­ ческие события являются пленяющие не­ посредственностью сказы «Памяти Ленина», «Памяти Н. К- Крупской», «-На смерть Кирова», «Братья-сталинцы» (о летчике Громове).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2