Сибирские огни, 1946, № 5-6
Оионпхосуты — это исполнители олонг- яо, т. е. народно-героических былин. И с следователи' якутского эпоса всегда диви лись могучей, яркой народной поэзии яку тов. Исследователи поражались также не обыкновенной любви рядовых HKVTOB к памятникам народного творчества. В зим нее время, когда со звуком ружейного вы стрела •трескаются от мороза бревна, яку ты способны несколько ночей подряд слу шать вдохновенного олонгхосута — стари ка-сказителя, неутомимо развертывающего перед слушателями поэтические картины прошлого. ■Влияние олокгхосутов с особенной силой сказалось в большой поэме Кулаковского «Сновидения шамана», но оно заметно и в тек стихотворениях, которые напечатаны в рецензируемом сборнике и, в частности, в стихотворении «Скупой богач». Строки «Скупого богача» чрезвычайно выразитель ны. Это — лапидарные изречения, очень похожие по своему строю на те меткие пословицы, в которых народ осмеивает жадность и душевную черствость кулаков- мироедов. «Жизнь его оглянувши, Нравы его увидев, К ак он того достоин, Так мы его опишем»... При встречай он неприветлив, В беседак неразговорчив, Судьбой своей недоволен... Скажешь ему — «спаси», — молчит, Просишь его — «поддержи», — отворачивается, Молишь его — «помоги», — сердится, Говоришь ему — «выручи», — огрызается. Услышит — «дай», — Спину показывает. Услышит — «возьми», — Ухмыляется. Обратишься к нему — «надо бы», — Омрачится. Скажешь — «вот тебе», — Обрадуется... Современник Кулаковского Михаил Ни колаевич Тамофеев-Тарешкин является, вместе с тем, и нашим современником. Он чрезвычайно популярен в Якутии. Ни пре клонный возраст, ни .потеря зрения не пре пятствуют Тимофееву-Терешкину с юноше ской живш тыо откликаться на асе значи тельнейшие события жидии. Когда наша советская Родина поднялась против фа шистских захватчиков, старый поэт напут ствовал уходящих на войну земляков, на помнив в своих стихах-легендах тради ции воинской доблести якутского народа. К ак настоящий оловгхосугг, Тимофеев-Те- решкин патетичен. Вот начало его «Якут ской клятвы»: «Замлей, меня вскормившей, Солнцем, меня взлелеявшим, Ледовитым морем суровым, Почвой, вечно мерзлотной, Кровью моей горячей Клянусь! — и в1Я клянитесь! Орду фашистов проклятых Выжечь огнем и сталью, Выморозить до корня Отныне и навеки. Просторами тундры зимней, Хребтами в осенних ливнях, Озерами. ледяными, Шестью сибирскими реками, Тысячью притоков, Сотнями водопадов, Волей моей кипучей Клянусь, — и вы клянитесь! — Орду фашистов проклятых Выжечь огнем и сталью. Выморозить до корня. Отныне и навеки!.. (В рецензируемом сборнике, помимо «Клятвы», помещены еще четыре больших стихотворения .поэта, а именно: «Подвиг пехотинца Сафронова», «Иван — Железная Рука», «Огородница Дарья» и «Сталин— победитель». Художническая изобретательность, тбе- дительность .ритмов и образная яркость (насколько она донесена до читателя пе реводчиком) — асе это свидетельствует о большом таланте якутского поэта-скзли- тели. Величавая вдохновенность поэтической речи, живописная яркость и .ритмическая четкость стиха свидетельствуют о незау рядном даровании Тимофеева-Терешюлна. Можно смело сказать, что после A. Kv- лакоаского и А. Софронова, М. Н. Тамо- феев-Терешкин является самой крупной фигурой якутской поэзии. Вместе —■ они составляют старшее поколение якутских поэтов. А. Кюндэ, Элляй, Абагшюкий, Амма- Аччыгай, Кюннюк Урасггызров, Кюн Джи- рибинэ, Сергей Васильев, Чагылгак. Тал- дон Бюрэ, А. Берйик и, наконец, П. Tv- ласынов являются уж е новым поколей чем .поэтов Якутии. Сознательная их жизнь целиком приходится на советское время, они учились в советских вузах и начали литературную свою деятельность на стр а ницах советских журналов. Что отличает их от поэтов старшего по коления? Преобладающими мотивами в творчестве А. Кулаковского и .поэтов его круга были мотивы .напряженной и страстной любви к своей .родине и к своему народу и чувство беспредельного гнева против угнетателей народа, против царских чиновников и местных князьков-тойонов, которые у д е р живали якутск,ий народ в двойных оковал!. Новые якутские поэты любят свою ро дину и свой народ не менее страстно и напряженно, нежели их предшественники, но их любовь светла и беспечальна, по тому что они видят свой народ, свободно живущим в счастливой семье советских народов. Творческая зависимость от якут ского фольклора, отчетливо выступающая в стихах Кулаковского и Тимофеева-Те - .решкина, менее заметна в творчестве н о вого поколения поэтов. Зато заметнее в л и яние на них .русской литературы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2