Сибирские огни, 1946, № 5-6

В «Путине» после описания рыбной ловли сообщается, что рыба ловилась для того, чтоб каждый ушедший на фронт «был сыт и здоров». В «Охотничьих наго­ ворах» речь идет о добыче пушнины, часть которой, по удовлетворении своих потребностей, охотники великодушно уде­ ляют фронту: Будет охотнику добрая пожива, Ребятенкам — обнова, Ж ене — воротник. Да уважить нужно красу девичью — Старшей дочке шубу беличью. Д а и бабке пора бы сменить Теплой шапкой старый чепец... А всех пуще — пусть храбрый боец... Земляки, свояки, Герои-фронтовики Теплой шубой будут одеты... О нуждах фронта и здесь, и в «Пути­ не» говорится тем сытым, самодовольным тоном, каким говорит хлебосольный богач, потчуя от избытков бедную родню. Тон этот никак не вяжется с мыслью о жерт­ вах, принесенных нашим тылом в дни вой­ ны. Крайне неудачны и те строки, в ко- 11 кутские Якутская тема разрабатывается в рус­ ской художественной литературе с давних пор. Еще в 1S24 г. Кондратам Рылеев, в поэме «Войнаровюкий» открыл для русско­ го читателя неведомый якутский мир. Ры ­ леев никогда не видел Якутии, но колорит ее ему удалось передать довольно прав­ диво и точно. Декабрист Бесгужев-Марлимкжий отбы­ вал в Якутии ссылку, непосредственное знакомство с природой и людьми якут­ ской земли дало ему возможность создать ряд поэм и баллад на якутские темы (на­ пример, балладу «Саатырь», написанную по мотивам якутского фольклора). Четверть века спустя И. А. Гончаров побывал в Якутске, воав;ращаяюь ив своего кругосветного путешествия. В результате, немало замечательных страниц «Фрегата Паллады» были посвящены Гончаровым Якутии. В. Г. Короленко, доставленный на бере­ га Лены царскими тюремщиками, дебюти­ ровал общеизвестным рассказом «Соя Ма­ кара», а потом создал целую галдерею ярчайших изображений якутской природы и быта в своих блистательных очерках. Можно было бы, наконец, упомянуть имя недавно умершего сибирского поэта 1 „С ленских бгрегов”. С борник «кутской поэзии Я кутск. 1946 г. торых автор обращает свои наговоры и заклинания на фашистского зверя: ...А чтоб слыхом его не слыхать, А чтоб видом его не видать. ...Лерестамь-жа .ты, зверь, ерепениться, (Кочевряжиться да куражиться... Четырьмя разобранными стихотворения­ ми исчерпывается содержание раздела «Война и Родина». Таким образом, и в нем нет попытки показать сегодняшнюю Сибирь. Книжка М. Скуратова, составленная преимущественно из старых, солидной дав,- ности стихов, неудачна прежде всего по­ тому, что Сибирь в ней изображена как полудикая страна, которую не сдвинули ни сталинские пятилетки, ни Великая Оте­ чественная война советского народа. Скуратов пишет о Сибири, основываясь, повидимому, лишь на смутных воспомина­ ниях об охоте, рыбной ловле, теплой печ­ ке, привале у костра. Он охотно говорит о своей любви к родному краю. Но что толку в такой любви, если он края своего не знает и не пытается узнать, и стихами своими лишь питает косное, обывательское представление о Сибири? В. ВИХЛЯНЦЕВ. П О Э Т Ы 1 * П. Л. Драверта, в чьем литературном на­ следстве «якутские циклы» занимают чрезвычайно важное место. «Художественная литература на русском языке, посвященная Якутии и якутам, со­ ставила бы 'немало томов», — читаем мы в одном якутском издании. Это ■— бес­ спорное утверждение, как бесспорно то, что ныне настало уже время дли изда­ ния «Якутской» антологии русских писателей. 'НаДо думать, что такая антология рано или поздно будет издана, пака же перед нами небольшая антология якутской поэ­ зии в переводах русских поэтов. Непривлекательная по внешности, эта книга, тем не менее, радует русского чи­ тателя, как яркое свидетельство культур­ ного роста братского якутского народа. Открывается книга стихами зачинателя якутской художественной литературы А. Е. Кулакедшого, автора больших поэм: «Сно­ видение шамана» и «Заклинания Баянаю». 1Кулакавский не только первый по времени якутский поэт, но, .бесспорно, и наиболее выдающийся представитель якутской поэ­ зии. Высокообразованный человек, он пре­ красно знал русскую литературу н, вместе с тем, был знатоком якутского фольклора. Творчество его органически связано с якутским народным эпосом, хранителями которого являются народные рапсоды, так называемые олонгхосуты.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2