Сибирские огни, 1946, № 5-6
В «Путине» после описания рыбной ловли сообщается, что рыба ловилась для того, чтоб каждый ушедший на фронт «был сыт и здоров». В «Охотничьих наго ворах» речь идет о добыче пушнины, часть которой, по удовлетворении своих потребностей, охотники великодушно уде ляют фронту: Будет охотнику добрая пожива, Ребятенкам — обнова, Ж ене — воротник. Да уважить нужно красу девичью — Старшей дочке шубу беличью. Д а и бабке пора бы сменить Теплой шапкой старый чепец... А всех пуще — пусть храбрый боец... Земляки, свояки, Герои-фронтовики Теплой шубой будут одеты... О нуждах фронта и здесь, и в «Пути не» говорится тем сытым, самодовольным тоном, каким говорит хлебосольный богач, потчуя от избытков бедную родню. Тон этот никак не вяжется с мыслью о жерт вах, принесенных нашим тылом в дни вой ны. Крайне неудачны и те строки, в ко- 11 кутские Якутская тема разрабатывается в рус ской художественной литературе с давних пор. Еще в 1S24 г. Кондратам Рылеев, в поэме «Войнаровюкий» открыл для русско го читателя неведомый якутский мир. Ры леев никогда не видел Якутии, но колорит ее ему удалось передать довольно прав диво и точно. Декабрист Бесгужев-Марлимкжий отбы вал в Якутии ссылку, непосредственное знакомство с природой и людьми якут ской земли дало ему возможность создать ряд поэм и баллад на якутские темы (на пример, балладу «Саатырь», написанную по мотивам якутского фольклора). Четверть века спустя И. А. Гончаров побывал в Якутске, воав;ращаяюь ив своего кругосветного путешествия. В результате, немало замечательных страниц «Фрегата Паллады» были посвящены Гончаровым Якутии. В. Г. Короленко, доставленный на бере га Лены царскими тюремщиками, дебюти ровал общеизвестным рассказом «Соя Ма кара», а потом создал целую галдерею ярчайших изображений якутской природы и быта в своих блистательных очерках. Можно было бы, наконец, упомянуть имя недавно умершего сибирского поэта 1 „С ленских бгрегов”. С борник «кутской поэзии Я кутск. 1946 г. торых автор обращает свои наговоры и заклинания на фашистского зверя: ...А чтоб слыхом его не слыхать, А чтоб видом его не видать. ...Лерестамь-жа .ты, зверь, ерепениться, (Кочевряжиться да куражиться... Четырьмя разобранными стихотворения ми исчерпывается содержание раздела «Война и Родина». Таким образом, и в нем нет попытки показать сегодняшнюю Сибирь. Книжка М. Скуратова, составленная преимущественно из старых, солидной дав,- ности стихов, неудачна прежде всего по тому, что Сибирь в ней изображена как полудикая страна, которую не сдвинули ни сталинские пятилетки, ни Великая Оте чественная война советского народа. Скуратов пишет о Сибири, основываясь, повидимому, лишь на смутных воспомина ниях об охоте, рыбной ловле, теплой печ ке, привале у костра. Он охотно говорит о своей любви к родному краю. Но что толку в такой любви, если он края своего не знает и не пытается узнать, и стихами своими лишь питает косное, обывательское представление о Сибири? В. ВИХЛЯНЦЕВ. П О Э Т Ы 1 * П. Л. Драверта, в чьем литературном на следстве «якутские циклы» занимают чрезвычайно важное место. «Художественная литература на русском языке, посвященная Якутии и якутам, со ставила бы 'немало томов», — читаем мы в одном якутском издании. Это ■— бес спорное утверждение, как бесспорно то, что ныне настало уже время дли изда ния «Якутской» антологии русских писателей. 'НаДо думать, что такая антология рано или поздно будет издана, пака же перед нами небольшая антология якутской поэ зии в переводах русских поэтов. Непривлекательная по внешности, эта книга, тем не менее, радует русского чи тателя, как яркое свидетельство культур ного роста братского якутского народа. Открывается книга стихами зачинателя якутской художественной литературы А. Е. Кулакедшого, автора больших поэм: «Сно видение шамана» и «Заклинания Баянаю». 1Кулакавский не только первый по времени якутский поэт, но, .бесспорно, и наиболее выдающийся представитель якутской поэ зии. Высокообразованный человек, он пре красно знал русскую литературу н, вместе с тем, был знатоком якутского фольклора. Творчество его органически связано с якутским народным эпосом, хранителями которого являются народные рапсоды, так называемые олонгхосуты.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2