Сибирские огни, 1946, № 5-6

БИБЛИОГРАФИЯ Сибирь в стихах М. Скуратова 1 Первые литературные успехи М. -Скура­ това были тесно связаны с «сибирской» темой. Его «Байкальскую ба-сь» напечата­ ли сразу три «толстых» журнала. Поэт и в дальнейшем с редким постоянством под­ черкивал свое родство с Сибирью. Однако за последние годы нам редко приходилось видеть в печати стихи М. Скуратова, и понятно, что мы с особым интересом взя­ ли в руки вышедший в 1946 году его сборник «Родня». Мы, конечно, помнили, что в ран-них стихах Скуратова много было «таежной» экзотики, что там поэтизировалась, при­ украшивалась ямщиц-кодварна-цкаи сибир­ ская старина, а проникновение культуры в вековую глушь расценивалось как «не­ взгода». -Поэт грозно хмурил брови, разма­ хивая игрушечным кистенем, и всерьез уверял, что в старину он непременно был бы беглым каторжником. Но ведь все это, думалось нам, были ошибки молодости! С тех пор прошло двадцать лет — и ка­ ких лет! Сибирь стала' страной заводов- гигантов, первоклассных вузов, рекордных урожаев. Именно мощные сдвиги, проис­ шедшие в ее экономике и культуре, поз­ волили сибирякам внести в дни войны такой значительный вклад в дело победы. Конечно же, думали мы, возмужавший вме­ сте со всей страной поэт давно отбросил ветхую лсевдо.р омантическую мишуру. Любя свой край, следя за его развитием, он не мог не перейти к новым мотивам, не отобразить в своем творчестве хотя бы некоторые эпизоды изумительной истории его преобразования. Уже первый раздел сборника, названный «Р-одньТе места», давал, казалось бы, большие возможности показать новую Си­ бирь. Вот сюжет первого стихотворения, определившего название всего раздела: поэт, после долгого отсутствия, приезжа­ ет в Сибирь, в родное село. Если поездка эта была реальная, а не воображаемая, и если поэт совершал ее не с завязанными глазами, он не мог не увидеть, как пре­ образился его край за годы пятилеток. Что же, однако, поразило поэта при воз­ вращении? Прежде всего, оказывается... крепость сибирского табака: «Ох, и злой * Михаил С куратов. „Родня". Стихи и поэмы- .С оветский писатель" М., 1946. табачище курят в Сибири!» Порассуждал о причинах этого примечательного явле­ ния, автор отправляется на берег Енисея, чтобы «ожить, хлебнувши родимой води­ цы», у реки «ходят козыри-ларни и павы- девицы, а босые ребята, почесть, на­ питком по колено в воде»... Все это так зажигает автора, что он восклицает: «Вот' где жизни и песен-то край непочатый!» и заявляет, что он «скова молод в пле­ чах» (?). Казалось бы, нарисованная здесь картина н-е дает еще повода для такого восклицания. Но поэт не смущается и ошеломляет читателя следующей стран­ ной концовкой: Что. осталось, возьму из отцова наследства — Песен короб, кирпичный да байховый чай! Таково содержание открывающего сбор­ ник стихотворения. -Но что же, все-таки, увидел наш «мо­ лодой в плечах» поэт во время своей поездки в -Сибирь за песнями и за чаем? Прямо надо сказать: жизнь, которую рисует на-м М. Скуратов-, чрезвычайно скудна и сера. Видно, дым пресловутого д-едовсхо-го «табачища» плотно заслонил от -него в-се живое и новое: он показывает лишь невероятно узкий, застывший, изо­ лированный от жизни мирок С НИЧТОЖНЫ ­ МИ, крохотными интересами и переживаньи- цами. Вот стихотворение «Возвращение»: поэт -подходит таежной тропой к дому и думает о том, что в чану бродит «кресть­ янское пивцо-», в углу мурлыч-ит кошка, а -мать готовит сыну шаньги. Стихотворение «Таежные думы»: у автора затосковала душа «по северу, по тундре, по тайге» и едгу чудятся жарко натопленные зимозья, где судачат охотники и «варганит» само­ вар, -а са-м автор -дремлет на козьей дохе. «Ночное»: старухи п-рядут, кот му-рлычит, девушки поют, а дед лезет на печь. За ним следует и автор, сообщая, что гам ему -слаще, чем с «девками» и так далее, -в том ж е духе! К-сгати, напрасно ста­ рается М. Скуратов уверить нас, что та­ кой уж - он таежный, берложный я медве­ жий. Скорее всего он избян-ой, печной, самоварный, — с такой любовью пишет он о теплоте дедовской печн.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2