Сибирские огни, 1946, № 5-6
БИБЛИОГРАФИЯ Сибирь в стихах М. Скуратова 1 Первые литературные успехи М. -Скура това были тесно связаны с «сибирской» темой. Его «Байкальскую ба-сь» напечата ли сразу три «толстых» журнала. Поэт и в дальнейшем с редким постоянством под черкивал свое родство с Сибирью. Однако за последние годы нам редко приходилось видеть в печати стихи М. Скуратова, и понятно, что мы с особым интересом взя ли в руки вышедший в 1946 году его сборник «Родня». Мы, конечно, помнили, что в ран-них стихах Скуратова много было «таежной» экзотики, что там поэтизировалась, при украшивалась ямщиц-кодварна-цкаи сибир ская старина, а проникновение культуры в вековую глушь расценивалось как «не взгода». -Поэт грозно хмурил брови, разма хивая игрушечным кистенем, и всерьез уверял, что в старину он непременно был бы беглым каторжником. Но ведь все это, думалось нам, были ошибки молодости! С тех пор прошло двадцать лет — и ка ких лет! Сибирь стала' страной заводов- гигантов, первоклассных вузов, рекордных урожаев. Именно мощные сдвиги, проис шедшие в ее экономике и культуре, поз волили сибирякам внести в дни войны такой значительный вклад в дело победы. Конечно же, думали мы, возмужавший вме сте со всей страной поэт давно отбросил ветхую лсевдо.р омантическую мишуру. Любя свой край, следя за его развитием, он не мог не перейти к новым мотивам, не отобразить в своем творчестве хотя бы некоторые эпизоды изумительной истории его преобразования. Уже первый раздел сборника, названный «Р-одньТе места», давал, казалось бы, большие возможности показать новую Си бирь. Вот сюжет первого стихотворения, определившего название всего раздела: поэт, после долгого отсутствия, приезжа ет в Сибирь, в родное село. Если поездка эта была реальная, а не воображаемая, и если поэт совершал ее не с завязанными глазами, он не мог не увидеть, как пре образился его край за годы пятилеток. Что же, однако, поразило поэта при воз вращении? Прежде всего, оказывается... крепость сибирского табака: «Ох, и злой * Михаил С куратов. „Родня". Стихи и поэмы- .С оветский писатель" М., 1946. табачище курят в Сибири!» Порассуждал о причинах этого примечательного явле ния, автор отправляется на берег Енисея, чтобы «ожить, хлебнувши родимой води цы», у реки «ходят козыри-ларни и павы- девицы, а босые ребята, почесть, на питком по колено в воде»... Все это так зажигает автора, что он восклицает: «Вот' где жизни и песен-то край непочатый!» и заявляет, что он «скова молод в пле чах» (?). Казалось бы, нарисованная здесь картина н-е дает еще повода для такого восклицания. Но поэт не смущается и ошеломляет читателя следующей стран ной концовкой: Что. осталось, возьму из отцова наследства — Песен короб, кирпичный да байховый чай! Таково содержание открывающего сбор ник стихотворения. -Но что же, все-таки, увидел наш «мо лодой в плечах» поэт во время своей поездки в -Сибирь за песнями и за чаем? Прямо надо сказать: жизнь, которую рисует на-м М. Скуратов-, чрезвычайно скудна и сера. Видно, дым пресловутого д-едовсхо-го «табачища» плотно заслонил от -него в-се живое и новое: он показывает лишь невероятно узкий, застывший, изо лированный от жизни мирок С НИЧТОЖНЫ МИ, крохотными интересами и переживаньи- цами. Вот стихотворение «Возвращение»: поэт -подходит таежной тропой к дому и думает о том, что в чану бродит «кресть янское пивцо-», в углу мурлыч-ит кошка, а -мать готовит сыну шаньги. Стихотворение «Таежные думы»: у автора затосковала душа «по северу, по тундре, по тайге» и едгу чудятся жарко натопленные зимозья, где судачат охотники и «варганит» само вар, -а са-м автор -дремлет на козьей дохе. «Ночное»: старухи п-рядут, кот му-рлычит, девушки поют, а дед лезет на печь. За ним следует и автор, сообщая, что гам ему -слаще, чем с «девками» и так далее, -в том ж е духе! К-сгати, напрасно ста рается М. Скуратов уверить нас, что та кой уж - он таежный, берложный я медве жий. Скорее всего он избян-ой, печной, самоварный, — с такой любовью пишет он о теплоте дедовской печн.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2