Сибирские огни, 1946, № 5-6

ки и зафиксирована художником на том моменте, когда зритель сам мысленно чи­ тает продолжение действия. Смелым ком­ позиционным приемом вывел художник .лодку изнпоя нижней рамы картииы. тем самым как бы давая развитие происходя­ щему за пределами картины. Основная часть полотна занята народом, показан­ ным в психологическом отношении соот­ ветственно происходящему, но и широту Енисея, и протокольную характерность места сумел передать художник в неболь­ ших кусках реки и берега. Верится, что предки наших славных Си­ биряков были такими, как они показаны на картине Каратанова — сильными, му­ жественными. А общая композиционная законченность запоминается своей вырази­ тельностью форм. Каратанову удалось в ■самой технике живописи найти «историч­ ность», без нагромождения костюмов и других деталей, характеризующих эпоху, а некоторая общая «примитивность» толь­ ко помогает трактовке темы, ставшей уже народной легендой. Большая требовательность художника к своим задачам заставляет его считать картину пока еще незаконченной вполне, но о том, что уже сделано, можно гово­ рить, как о большой творческой удаче. По заказу Красноярского краевого му­ зея Д . И. Каратанов написал картину «Постройка острога Красного Яра в 1626 году». Известно, что художник не только изучил труд «тобольского служи­ лого человека» Семена Ремизова — «Чер­ теж всех сибирских градов и земель в XVII веке», но и постарался изучить место, где стоял острог и узнать разме- ры и древесную породу балок и свай, из которых был сооружен острог. В громадной исторической картине «По­ хороны Чальникова», хранящейся в Крас­ ноярском музее, Каратанов сохранил все черты города времен 1905 года. Многое изменилось в лице Покровки (части горо­ да), но в документальном произведении художника сохранился исторический облик бывшего Красноярска. Но когда художник отходит от повест­ вования конкретного события, он создает историческую композицию, подчиняя все элементы картины более выгодному зву­ чанию на полотне. Например, большую тему «Землепроходцы» он разрабатывает з десятке вариантов, в сотнях рисунков и набросков, в многочисленных зарисов­ ках ракурсов голов, и всех иных деталей картины, которые найдут в ней место. Наиболее законченный вариант таков: по каменистому берегу бурной сибирской реки движется группа сильных людей, тя ­ нущих на бичеве большую кочу. Это — открыватели новых земель, рек, пришед­ шие .в Сибирь вместе с Ермаком). В движениях этих людей, смело стре­ мящихся к верховьям неисследованных рек, есть глубокое жизнеутверждение, сила первооткрывателей, построивших Ту- руханск, Енисейск, Илимск... Каратанов — поэт сибирской тайги. Долголетнее изучение природы открыло для художника много законов построения композиции сибирского пейзажа. Он умеет дать линию гористого гори­ зонта в таком сочетании с формами пе­ реднего плана, что зритель невольно чув­ ствует себя в той обстановке г— среди пихт, лиственниц, вывороченных корней и камней, которые переданы в надолго запоминающихся образах. «Ведь деревья не так растут, — гово­ рит Каратанов, — как их захочет поста­ вить художник. Каждое дерево по-своему тянется к солнцу, по-своему цепляется за землю, каждая ветка растет так, как ей удобней в общей массе». Нужно кровно срастись с Сибирью, сотни раз ночевать у таежного костра в голубой сибирской ночи, нужно тысячи километров пройти по ее горам и долинам, написать сотни этюдов, чтобы изучить анатомию вековых лиственниц и прочув­ ствовать шелест трав и цветов. «Я врос в эту природу, как вот та лист­ венница». — говорит художник, показывая узловатым, как сучок, пальцем в угол своей картины. Он изучил построение цветов, весомость камней, изгибы веток. К теме охоты он обращается постоянно. У него есть зари­ совки камасных лыж, рукавиц, ружей, ша­ пок. Ж аль, что Красноярский музей не сумел приобрести все работы художника добрая половина их разошлась по ча­ стным собраниям, а часть исчезла бес­ следно. В 1940 году, по заданию Красноярского Союза советских художников, Каратанов, вместе с художником Поповым, совершил поездку в исторические места ссылки то­ варищей И. В. Сталина и Я. М. Свердлова в Туруханск и на Курейку. Работы, при­ везенные оттуда, являются ценными исто­ рическими документами и воспроизведены в репродукциях. Только в условиях нашей социалисти­ ческой действительности творчество К ара­ танова получило полное развитие. — Еще бы мне одну такую жизнь! — говорит художник. — Кажется, только теперь я научился понимать жизнь и истинное значение искусства. Даровитому художнику кажется, что им еще, мало сделано. Можно думать, что он, требовательный к себе, просто недо­ оценивает громадную работу, проделанную им для искусства Сибири, для воспитания художественных кадров. Его произведения: «Постройка острога Красного Яра в 1626 году», «Похороны Чальникова», «Землепроходцы», «Красно­ ярский бунт в 1698 году», «Рыбаки на Енисее», «Белогорье», «Река Базаиха», «Осень», «Сумерки», «Непроходимая чаща» «Лесотундра», «Столбы зимой», «Енисей» и другие работы — громадный труд вдох­ новенной кисти. Художник полон новых за ­ мыслов. Сейчас старый мастер готовится к Всесоюзной художествеиной выставке, ко­ торая будет открыта к тридцатилетию Октября.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2