Сибирские огни, 1946, № 5-6
ки и зафиксирована художником на том моменте, когда зритель сам мысленно чи тает продолжение действия. Смелым ком позиционным приемом вывел художник .лодку изнпоя нижней рамы картииы. тем самым как бы давая развитие происходя щему за пределами картины. Основная часть полотна занята народом, показан ным в психологическом отношении соот ветственно происходящему, но и широту Енисея, и протокольную характерность места сумел передать художник в неболь ших кусках реки и берега. Верится, что предки наших славных Си биряков были такими, как они показаны на картине Каратанова — сильными, му жественными. А общая композиционная законченность запоминается своей вырази тельностью форм. Каратанову удалось в ■самой технике живописи найти «историч ность», без нагромождения костюмов и других деталей, характеризующих эпоху, а некоторая общая «примитивность» толь ко помогает трактовке темы, ставшей уже народной легендой. Большая требовательность художника к своим задачам заставляет его считать картину пока еще незаконченной вполне, но о том, что уже сделано, можно гово рить, как о большой творческой удаче. По заказу Красноярского краевого му зея Д . И. Каратанов написал картину «Постройка острога Красного Яра в 1626 году». Известно, что художник не только изучил труд «тобольского служи лого человека» Семена Ремизова — «Чер теж всех сибирских градов и земель в XVII веке», но и постарался изучить место, где стоял острог и узнать разме- ры и древесную породу балок и свай, из которых был сооружен острог. В громадной исторической картине «По хороны Чальникова», хранящейся в Крас ноярском музее, Каратанов сохранил все черты города времен 1905 года. Многое изменилось в лице Покровки (части горо да), но в документальном произведении художника сохранился исторический облик бывшего Красноярска. Но когда художник отходит от повест вования конкретного события, он создает историческую композицию, подчиняя все элементы картины более выгодному зву чанию на полотне. Например, большую тему «Землепроходцы» он разрабатывает з десятке вариантов, в сотнях рисунков и набросков, в многочисленных зарисов ках ракурсов голов, и всех иных деталей картины, которые найдут в ней место. Наиболее законченный вариант таков: по каменистому берегу бурной сибирской реки движется группа сильных людей, тя нущих на бичеве большую кочу. Это — открыватели новых земель, рек, пришед шие .в Сибирь вместе с Ермаком). В движениях этих людей, смело стре мящихся к верховьям неисследованных рек, есть глубокое жизнеутверждение, сила первооткрывателей, построивших Ту- руханск, Енисейск, Илимск... Каратанов — поэт сибирской тайги. Долголетнее изучение природы открыло для художника много законов построения композиции сибирского пейзажа. Он умеет дать линию гористого гори зонта в таком сочетании с формами пе реднего плана, что зритель невольно чув ствует себя в той обстановке г— среди пихт, лиственниц, вывороченных корней и камней, которые переданы в надолго запоминающихся образах. «Ведь деревья не так растут, — гово рит Каратанов, — как их захочет поста вить художник. Каждое дерево по-своему тянется к солнцу, по-своему цепляется за землю, каждая ветка растет так, как ей удобней в общей массе». Нужно кровно срастись с Сибирью, сотни раз ночевать у таежного костра в голубой сибирской ночи, нужно тысячи километров пройти по ее горам и долинам, написать сотни этюдов, чтобы изучить анатомию вековых лиственниц и прочув ствовать шелест трав и цветов. «Я врос в эту природу, как вот та лист венница». — говорит художник, показывая узловатым, как сучок, пальцем в угол своей картины. Он изучил построение цветов, весомость камней, изгибы веток. К теме охоты он обращается постоянно. У него есть зари совки камасных лыж, рукавиц, ружей, ша пок. Ж аль, что Красноярский музей не сумел приобрести все работы художника добрая половина их разошлась по ча стным собраниям, а часть исчезла бес следно. В 1940 году, по заданию Красноярского Союза советских художников, Каратанов, вместе с художником Поповым, совершил поездку в исторические места ссылки то варищей И. В. Сталина и Я. М. Свердлова в Туруханск и на Курейку. Работы, при везенные оттуда, являются ценными исто рическими документами и воспроизведены в репродукциях. Только в условиях нашей социалисти ческой действительности творчество К ара танова получило полное развитие. — Еще бы мне одну такую жизнь! — говорит художник. — Кажется, только теперь я научился понимать жизнь и истинное значение искусства. Даровитому художнику кажется, что им еще, мало сделано. Можно думать, что он, требовательный к себе, просто недо оценивает громадную работу, проделанную им для искусства Сибири, для воспитания художественных кадров. Его произведения: «Постройка острога Красного Яра в 1626 году», «Похороны Чальникова», «Землепроходцы», «Красно ярский бунт в 1698 году», «Рыбаки на Енисее», «Белогорье», «Река Базаиха», «Осень», «Сумерки», «Непроходимая чаща» «Лесотундра», «Столбы зимой», «Енисей» и другие работы — громадный труд вдох новенной кисти. Художник полон новых за мыслов. Сейчас старый мастер готовится к Всесоюзной художествеиной выставке, ко торая будет открыта к тридцатилетию Октября.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2