Сибирские огни, 1946, № 5-6

го — нашла верное изображение на полот­ нах Каратанова. Художник явился также одним из инициаторов организации Госу­ дарственного заповедника «Столбы». * * * В 1907 году Д . И. Каратанов принял участие в экспедиции профессора В. И. Анучина в Туруханский край — «к остя­ кам», как тогда говорили. Все работы ху­ дожника — и этюды, и зарисовки — были приобретены музеем Александра III, а впо­ следствии изданы аместе с трудами Ану­ чина.. Есть сведения, что часть этих работ ш п ала в Америку в музей Чикаго. От Енисейска до Верхне-Имбатска экспедиция спускалась по реке на илимках —■ больших лодках, приспособленных для паруса и бичевы. Такое передвижение бы­ ло удобно для целей краеведения, и ху­ дожник в любом интересном и нужном мес­ те мог работать. Быт и природу Туруханс- кого края в самых выразительных обра­ зах воссоздал художник Каратанов. Сейчас эти работы стали ценнейшими историчес­ кими документами. В 1911 году художник предпринял дру­ гое путешествие на Север с известным ис­ следователем Дугариновым. Весь летний период от первого до последнего парохода, экспедиция находилась в низовьях Енисея в районе Гольчихи. К сожалению, зарисов­ ки Каратанова были приобретены частным лицом и сведений о них сейчас нет. В 1923 году художник ездил на Север уже по заданию Красноярского музея, где и находятся выполненные им работы. Эти произведения Каратанова, кроме их большого документального значения, цен­ ны неповторимой проникновенностью в те­ му Севера. В Новосибирском музее находится рису­ нок Караганова «Рыбаки на Енисее». Лю ­ бопытно воспоминание самого художника об этой работе: «Организовалась выставка в Новосибирске. Зашел ко мне художник А. С. Шестаков — один из ее организато­ ров, и увидел моих «Рыбаков». Так в не­ законченном виде и забрал их на выстав­ ку». Язык «Рыбаков», близкий к примитиву, выбран художником после долгих и серь­ езных исканий, и оказался верным для соз­ дания образов трудолюбивых жителей Ени­ сейского Севера. В очень, казалось бы, простых средствах изображения найдена высокая законченность произведения ит р у д ­ но понять, где кончается простота и на­ чинается величие. В «Рыбаках» угадана од­ на самая верная «из миллиона возможнос­ тей» для раскрытия образа, о которой го­ ворил Л ев Николаевич Толстой. В 1926—1927 годы, художник Каратанов участвовал в ихтиологических экспедициях в Нарымском крае. Путь лежал из бассей­ на Енисея в бассейн Оби через канал. Часть зарисовок этого периода хранится в Новосибирском музее. В собрании художника есть рисунок «Нарым». Смелость композиционного пос­ троения рисунка запоминается навсегда. Почти всю плоскость рисунка занимает ры­ боловная сеть с извивающимися бичевами, грузилами, поплавками, а в узоре сети — река, рыбаки, лодки. Рисунок является как бы собирательным образом Нарыма — края рыбных промыслов. Подобно В. И. Сурикову, Каратанов не мог работать постоянно в мастерской — потребность новых впечатлений, органиче­ ская необходимость проверить замысел в натуре влекли его каждое лето в разные концы края. Пытливость краеведа, в сочетании с дарованием художника, поз­ волили создать Каратанову целую «Галле- рею Сибипи», начиная от историческо-этно- графических работ, кончая ботаническими зарисовками, доведенными до высокой ху­ дожественной образности. _ * * * Наезды В. И. Сурикова ща .родину, в Красноярск стали довольно частыми ' в 1900 и в 1910-х годах. «Помню, — рассказывает Д. И. Карата­ нов, — как однажды я пришел к Сурико­ вым, Василий Иванович встретил меня у ворот: — Вы ко мне, а я из дому. Пойдемте гулять, — день-то какой прекрасный!» Это было, примерно, лет через пятнад­ цать после моей первой встречи с ним. По дороге Василий Иванович обратил мое внимание на старинные постройки, и мы невольно заговорили об архитектуре. Суриков дружески упрекал меня за то, что я не взял с собой альбома. —Вот вы, молодые художники, много бродите, встречаете на пути столько инте­ ресного, — надо тотчас же зарисовать это. Эти точеные вереи (столбы) у ворот, по­ томки забудут о них. А ведь это прекрас­ ный образец народного творчестве. Это примитив и примитив изумительный. Оживленно беседуя, мы подошли к плаш­ коуту, где стояло много крестьянских под­ вод. — Смотрите, какая интересная дуга, — воскликнул Василий Иванович, и тотчас ж е вступил в разговор с крестьянами. Ма­ ло-помалу вокруг нас собралась толпа. Мужики наперебой рассказывали о «знаме­ нитых дуговых мастерах», а Василий И ва­ нович с интересом слушал эти рассказы, стараясь сыскать в своих карманах бумагу и карандаш, чтобы зарисовать понравив­ шуюся дугу. На обратном пути Василий Иванович много говорил о народном творчестве, вос­ хищаясь мастерством людей, умеющих соз­ давать прекрасные вещи. Караганов, по .примеру Сурикова, и своих поисках всегда обращается к народному творчеству. «Приехав последний раз в Красноярск в 1914 году, — вспоминает Каратанов, —Ва­ силий Иванович посетил рисовальную шко­ лу, открытую в 1909 году по инициативе его и архитектора Чернышева в помещении купеческого общества. Когда я стал рас­ сказывать об успехах, достигнутых за пять лет работы учениками школы, среди кото­ рых были люди самых различных возрастов и профессий, он сначала отнесся к моему рассказу с шутливым недоверием. — Мне хотелось бы видеть результаты работы, — сказал он. Но, просматривая отобранные мною на.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2