Сибирские огни, 1946, № 5-6
роконечной часовней. Там он вместе Рутченко писал первые этюды красками. Родители Каратанова, ко времени его приезда из Академии, переехали на золо тые прииски Бирюсы. За ними уехал и художник. На Бирюсе он впервые увидел жизнь золотоискателей, еще никем не воспетую. Он наблюдал старателей на промыслах, где у ревущих горных рек они ворочали железными скребками каменистую породу в широких деревянных колодах. Ушли те времена и тех старателей нет, но их образы живут в зарисовках худож ника Каратанова. Особенный интерес пред ставляет эскиз «Приход старателя». Следующим летом оп писал этюды Майского Белогарья; с охотникам! Федо ром Зайковым уходил на целые недели в тайгу, спал в пихтовых шалашах, встре чал рассвету с палитрой в руках. После «серого Петербурга» художник по-новому увидел красочный мир Сибири, ее реки и горы, тонкий узорный рисунок тайги. И творческая интуиция подсказала ему выразительные средства для передачи характерных особенностей сибирской при роды. На осенней выставке в Академии Худо жеств выгодно отличались работы Кара танова; свежестью дышало от сибирских пейзажей. Долго смотрел этюды Карата нова знаменитый художник — Архип Иванович Куинджи — автор «Лунной но чи на Днепре», «Березовой рощи». Он ра зыскал скромного сибиряка. — Спасибо, Каратанов. Это получше крымских да итальянских этюдов, что другие привезли... Как бы вам вернее сказать — в ваших работах больше про никновенности в ту страну, которую пи шете. Скажу откровенно: этюд, где обла ко белое над горами всходит... я восхи щен. Продайте мне его. «Не помню, почему, — вспоминает К а ратанов, — но я отказал». Можно подумать, что слова прославлен ного мастера цвета, скупбго на похвалы, показались молодому, требовательному к себе художнику снисхождением, и он просто не поверил высокой оценке. Так же получилось несколько лет с п у с т я в Москве, когда его работы восхити ли известного художника Савицкого. * * * На четвертом году обучения в Акаде мии Художеств Каратанов пришел в ма стерскую профессора Чистякова. Эта ма стерская стояла особняком от всей Ака демии. Там вечерами рисовали с натуры уже сложившиеся мастера: Виктор Васне цов, Врубель, Серов. Художник большой культуры Чистяков, владеющий техникой живописи не хуже мастеров возрождения, в своем творчестве был неудачником и всю свою долгую жизнь посвятил воспи танию русских художников. Авторов уже известных картин он превращал снова в скромных учеников, заставляя рисовать с натуры простейшие предметы. Павел Петрович внимательно просмотрел рисунки Каратанова. — Рано, молодой человек, вам еще ко мне... вот посмотрите, как Врубель рабо- с тает: одной линией дает и вес и полноту формы. На этот раз знаменитый педагог, пожа луй, ошибся. Своеобразный подход худож- ника-сибиряка к рисунку показался Чистя кову простым ученичеством. То, что Чис тяков считал недостатком, художник Ка ратанов считал «ключом» к разрешению темы Сибири и развивал именно эту сто рону в своей работе. Может и не это было основной причи ной, но Каратанов в воспоминаниях кратко сообщает, что после четвертого года обу чения он покинул Академию Художеств. * * * Период раннего творчества Каратанова характеризуется исключительно оптимисги - ческим восприятием сибирского пейзажа. Выполненные широкой манерой письма, на сыщенные солнцем, его картины и этюды явились основой реалистического пейзажа Сибири. В Красноярском Краевом музее сохранились произведения художника пери ода начала девятисотых годов. Они »е по хожи на современные работы Каратанова. В них нет еще лаконичного в колорите «каратановского лица», но есть та сила цвета и предметности, что определяет уже крупного мастера. На небольшом полотне «Ледоход на Енисее» следует остановить ся особо. З д е с ь ' определился, присущий для художника композиционный прием, ко торый делает зрителя не только созерца телем. а вводит его в действие изображае мого. На первом плане — льдины; корпус- но написанные до физического ощущения формы, они являются как бы цветовым ка мертоном в картине. Горизонт и разворот реки выражены на плоскости холста так, что зритель как бы «оказывается в середи не реки», где сквозь отражающую весен ние облака поверхность воды, чувствуется глубина и весомость водной массы. Большое место в творчестве Каратанова раннего периода занимают «Столбы» — жи вописная горная местность близ Краснояр ска, где сиенитовые скалы, созданные вы ветриванием, подобно крепостям, громоз дятся над тайгой. В Красноярском музее, среди других работ, есть небольшая картина: солнце, пробиваясь сквозь зелень, дробится на листве и стеблях густой заросли; порос шая мхом скала бросает тень на деревья и траву. Где-то за зеленью тайги чув ствуется чистое летнее небо. Гармония форм н красок настолько сильна; что за поминается навсегда. Но не только ■красочная природа «Стол бов» волновала художника Каратанова. «Столбы» — это излюбленное место отды ха и народных гуляний жителей Краснояр ска. Здесь организовывались маевки, про износились революционные речи, зачитыва лись прокламации. В 1901 году художники Каратанов и Шестаков были арестованы в избушке у «Третьего столба» и доставлены в Красноярскую тюрьму жандармами, как участники маевки. Такую маевку изобразил художник Кара танов на большом карандашном рисунке. Своеобразная красота «Столбов* извест ного всему миру заповедника, — «русской Швейцарии» по словам А. В. Луначарско-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2