Сибирские огни, 1946, № 5-6
«Впервые я посетил Василия Ивановича Сурикова, — пишет в своих воспоминаниях художник, — в 1888 году, когда мне не было еще полных четырнадцати лет. Но сегодня, когда я пишу воспоминания о на шей первой встрече, мне невольно кажет ся, что она происходила недавно—так све жи в памяти мельчайшие подробности ее. С раннего детства я научился любить и уважать знаменитого художника-крас- ноярца по рассказам своего отца и по ху дожественным репродукциям с картин Ва силия Ивановича, хранившимся в библиоте. ке отца. С душевным трепетом, прижимая к груди пачку своих детских рисунков, во- * шел я в дом Суриковых. — Васенька у себя, — сказала мать Су рикова, приветливо поздоровавшись ос мной. — Пройдите к нему наверх. И вот я в «святая святых» живописца, в комнате, где развешаны его этюды, а на мольберте — неоконченная картина «Исце ление слепого». Василий Иванович часа три беседовал со мной, указывая на достоинства и недостат ки моих рисунков, показывал мне свои итальянские этюды, и дал много ценных советов. — Когда ты рисуешь что-нибудь, никог да не начинай с деталей, всегда с общего, — сказал Василий Иванович и при мне сделал беглый набросок со своей руки, показывая, как именно нужно рисовать. — Ты работаешь с натуры. Это хорошо. Продолжай. Но надо учиться писать пра вильно, — и он дает мне гравюрку италь янского художника Блоас с изображением женской головки. — Посмотри, как пра вильно сделаны нос, глаза, научись пра вильно строить лицо. Больше рисовать на до на воздухе, на солнце. И, рисуя любым материалом — карандашом, углем— зсегда имей в виду цвет, живопись». * * * Большое влияние на формирование ху дожника Каратанова имел также известный сибирский художник М. А. Рутченко, мас тер академической выучки, знаток искус ства. Знакомство Каратанова с Рутченко относится ко времени первой встречи его с В. И. Суриковым. Талантливый педагог Рутченко обратил внимание на исключи тельные способности ученика и давал ему систематические уроки по рисунку и жи вописи. Еще больше сблизил ученика с учителем случай, о котором вспоминает художник Каратанов. «Как-то я узнал, что Михаил Алексан дрович ищет квартиру. А я слышал, что отец собирается сдать половину нашего дома знакомому чиновнику. Не спросив от ца, я побежал к учителю. Мы собрали его этюды и краски, наняли извозчика и пое хали. Случилось так, что в это же время задумал переезжать к нам и знакомый от ца Подводы столкнулись в наших воротах. Папаша в недоумении разводил руками на крыльце, извинялся перед гостями и при нимался ругать меня. Не помню точно, как и чем я оправдывался, что говорил, но помню хорошо, что кончилось все это ве селым чаепитием у нас, после чего жить в нашем доме остался Михаил Александро вич. Правда, после от нас он переехал к Чернышевым, и я его навещал там. Рабо тал Михаил Александрович тогда больше над религиозными темами. Это были зака зы красноярского собора. Рассказывал он мне много об Академии Художеств, о строгом седом академике Бруни, об акку ратном, румяном профессоре Неффе — ав торе «Купальщиц». Конечно, в определении творческого на правления Рутченко не мог влиять на К а ратанова, но требовательный подход к тех нике исполнения передался ученику. К сожалению, работы художника Р у т ченко почти не сохранились. В Краснояр ском краевом музее находится лишь одна его картина «Узник». Осенью 1892 года Дмитрий Карат анов, по совету В. И. Сурикова, поступил в Им ператорскую Академию Художеств. «Петербург мне показался серым,—вспо минает. художник. — Нева походила цве том на гранит ее набережных, а низкое си зое небо,, казалось, опустилось на крыши великолепно-строгих дворцов. И даже рус ский разговор не так звучал, как у нас в Красноярске». И лишь в мастерских Академии молодой художник на время забывал о могучем Енисее и синих горах, поросших тайгой. «Из преподавателей,— далее вспоминает, художник, — пользовался общей любовью всех студентов Илья Ефимович Репин. Маленький, оживленный он входил в ма стерскую, брал кисти и учил, как надо ■писать, возносил до небес и похвалах чыю- ш б у д ь работу, понравившуюся ему, а иногда возмущенно ругался, когда сту денты не могли выполнить его требова ний». Часто знаменитого учителя сопровождал его талантливый ученик Валентин Серов, который обратил внимание па своеобраз ные работы Каратанова. Позже Каратанов написал декорации к первой постановке оперы «Вражья сила» — композитора Александра Серова — отца художника. * * * Еще в Красноярске в галлерее золото промышленника П. И. Кузнецова Карата нов видел картину Сурикова «Памятник Петру 1 освещенный луной». Неповтори мая композиционная законченность этого произведения уже тогда поражала его. Однажды петербургской ночью он, возвра щаясь из театра с друзьями Быстрениным и Герардом, остановился на площади и гени альное творение Фальконэ и Колло, воспе тое Суриковым, возникло перед его вос хищенными глазами. — Чего молчишь, Каратанов, — шутя говорил Герард, — или у вас в Краснояр ске есть такие памятники, или такая опе ра? — Такой оперы нет, — отвечал Кара танов, — но есть свой театр и есть такое свое, чего нет в Петербурге и вообще нигде! Наверное, Каратанов имел ввиду синие просторы Енисея, вечный шум тайги и на громождения скал, оплетенные цветами. На летние каникулы Каратанов уехал в Сибирь. С волнением он подъезжал к Красноярску, пристально вглядываясь в холмистый горизонт, за которым вот-вот должна была показаться гора с белой ост-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2