Сибирские огни, 1946, № 5-6

Г. РЯННЕЛЬ ЖИВОПИСЕЦ СИБИРИ Художник Д. И. Караганов открыл Си­ бирь в искусстве — ее пейзаж, ее историю, ее быт. И картины, и этюды, и простые карандашные зарисовки характеризуют К а­ раганова как проникновенного художника и краеведа. Родился Дмитрий Иннокентьевич Кара- танов в 1874 году в степном улусе Аскыз на реке Абакан. В семье Карагановых любили искусство: выписывали книги и журналы, в том числе и «Всемирную и л ­ люстрацию», где будущий художник впер­ вые увидел воспроизведение картины В. И. Сурикова «Пир Валтасара». Про автора «Утра стрелецкой казни» Иннокентий Ива­ нович Каратанов рассказывал сыну с осо­ бым волнением, как о примере настойчиво­ сти на трудном пути художника.' Расска­ зывал о том, как красноярского губерн­ ского писца Василия Сурикова вначале не приняли в Императорскую Академию Ху­ дожеств, но упорство взяло свое: Суриков поступил в Академию, успешно кончил ее. И вот слава художника дошла до далеко­ го степного улуса. Сам Иннокентий Иванович Каратанов то­ же рисовал. В детстве увлечение было сильным, но с годами другие дела засло­ нили любимое занятие. Много труда было положено на составление описания приро­ ды и быта Минусинских степей, за что он получил звание действительного члена Географического Общества, почетную гра­ моту и серебряную медаль. Большое уча­ стие он принял в основании Минусинско­ го музея. Служа в торговой конторе золо­ топромышленника П. И. Кузнецова в Аскызе, Иннокентий Иванович заменял и врача, и агронома, и ветеринара, снискав заслуженное уважение населения. Он любил свой край, как патриот и ху­ дожник. Иногда без всякой причины брал •увольнение со службы и уезжал то на зо­ лотые прииски Удерея, то на Бирюсу, то на рудники Забайкалья. Эта любовь к Си­ бири передалась и сыну. Сам художник Каратанов вспоминает, как он 5—6-летлим мальчиком рисовал с натуры степь и русскую церковь ь Аскызе, для этого выбегая из комнаты н а. улицу— посмотреть и обратно, к рисунку в комна­ ту; часто уходил в степь с другом Колей Катановым искать где-нибудь на размывах реки медные наконечники от стрел и «вся­ кую историческую мелочь» на местах во­ ображаемых сражений сагайского народа с войском Чингисхана. Наверное и Николай Федорович Катанов — первый ученый из Хакассии, профессор Казанского университета впоследствии вспоминал детские походы в степь с Ми­ тей Карагановым. Родители будущего художника ценили дарование сына, но никогда не хвалили»1 его рисунки и не настаивали на том, что-- бы сын стал художником. Но Дмитрий Ка­ ратанов скоро сам понял, что только искусство — его стремление и цель. В Аскыз в 1884 году приехал политичес­ кий ссыльный Радецкий и поселился в до­ ме Карагановых. Знакомство перешло в дружбу. Радецкий иногда целыми днями писал. иногда уходил в степь, а вечерами расска­ зывал о будущем Сибири, о ее природных богатствах, о людях. В прогулках Р адец - кого сопровождал Дмитрий Каратанов. Однажды они сидели на кургане, вдали от улуса. День был знойный и тихий. Друзья Молчали, глядя на лиловый горизонт, где появилось темное, быстро увеличивающе­ еся пятно. Оно приближалось с быстротой урагана, и вскоре в облаке пыли стали видны распластавшиеся в беге фигуры ло­ шадей. Табун пронесся мимо с нестройным гулом, гиком пастухов, щелканьем бичей. — Какая сила! Какое стремление впе­ ред! — проговорил Радецкий. — Вырас­ тешь, Митя, напиши картину. Будет самая величественная вещь. Понимаешь меня? Покажи в этом движении не просто табун и бескрайнюю степь, а создай песню — символ свободы. Только то произведение ценно, где есть большая мысль. Радецкий, наверное, чувствовал действие своих слов, но вряд ли он знал, что рядом с ним шагает истинный художник Сибири, духовно сложившийся, с большой любовью к родине. Ему нехватало еще опыта, уменья и школы, но главное, что движет кисть художника, уже родилось и окрепло в нем. Это, пожалуй, и было «рождением» ху­ дожника Каратанова, ибо спустя шестьде­ сят с лишним лет он с волнением вспо­ минает о Радецком. * * * Дом Ивана Степановича Каратанова, д е­ душки художника, стоял недалеко от дома Суриковых в Красноярске. И когда семья Иннокентия Ивановича Каратанова пере­ ехала в Красноярск, юный художник леле­ ял мечту встретиться с Василием Иванови­ чем Суриковым, приезд которого ожидался из Москвы. Дмитрий берег рисунки, сделанные в Аскызе и нй пути в Красноярск по Абака­ ну и Енисею, и вот, узнав о приезде зна­ менитого красноярца, он с рисунками на­ правился к нему.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2