Сибирские огни, 1946, № 5-6

самому ценному и самому самобытному в некрасовской поэзии, к его фольклорным произведениям, до которых поэт мот дой­ ти лишь в зрелом возрасте, находясь на вершине своего таланта. •Поворот Некрасова к фольклору, к фольклорному стилю — не случаен. Он вызван в достаточной степени глубокими причинами. Если в 40-ые и 50-ые годы Некрасов ориентировался, преимущественно, на чи­ тателей из среды городской демократиче­ ской интеллигенции (разночинцев), то в 60-ые гг. он уже кровно был заинтересо­ ван в том, чтобы стихи его проникли в деревню и были не только стихами о на­ роде, но и стихами для народа. Чтобы достигнуть этого, необходимо было соз­ дать доступную народному пониманию, го ­ ворящую народному сердцу — форму. А форма, прежде всего, определяется языком и стилем. И вот Некрасов вступает на тот -путь, который был испробован до него Крыловым в его баснях, Пушкиным в его сказках, — на путь широкого использова­ ния не только народно-бытового, но и на­ родно-поэтического языка. Этот путь обо­ гатил его творчество новыми исключи­ тельно ценными достижениями. Такие про­ изведения Негра ола, как «Коробейник;:», «Зеленый шум», «Орина, мать солдатская», наконец, «Мороз Красный Нос», нашли доступ (пусть вэ сразу, а с течением вре­ мени) в народные массы потому, что от­ личаются подлинною народностью как со­ держания, так и фо мы. В свое вр« мя В. П. Боткин втолковывал Негра ову: «Брось вдславать любовь ямщиков, ого­ родников и всю эту деревенщину»... Не­ красов, само собой разумеется, никогда не следовал этим советам, но в 60-ые гг. он в такой мере убедился в правильности из­ бранного им пути, что демонстративно об­ ращается к «деревенщине», не только как к желанными читателям, но и как к судь­ ям его произведений. С этой точки зре­ ния, исключительный интерес представ­ ляет посвящение поэмы «Коробейники». ■ В то время, как его предшественники, поэты-классики X V III в., посвящали своп велеречивые оды великим и сильным мира сего (царям, царицам, вельможам, бога­ тым и знатным милостивцам), сладкоглас­ ные поэты-романтики начала X IX в. посвя­ щали свои утонченно-изящные сонеты мечтательным красавицам, «неземным де­ вам»,— Некрасов своим посвящением под­ черкивает, что он обращается, прежде все­ го, к крестьянину, к мужику, что он хо­ чет не только «угодить», «понравиться» ему, как читателю своих произведений, но и заранее готов склониться перед е го приговором, если даже этот приговор бу­ дет неблагоприятным («не понравится — смолчу»), В конце 60-х,. в 70-ые гг., в период ра­ боты над своим шедевром — поэмой «Ко­ му на Руси жить хорошо» — • для Некра­ сова уже настолько ясно, что его поэзия сильна, прежде всего, своей непосредст­ венной, органической связью с фолькло­ ром. с народно-песенною стихией, что оя счел нужным выразить это в стихотворе нии «Газетная», в следующем замечатель­ но ярком и эмоционально заостренном отрывке: Не заказано ветру свободному Петь тоскливые песни в полях, Не заказаны волку голодному Заунывные стоны в лесах; Спокон веку дождем разливаются Над родной стороной небеса, Гнутся, стонут, под бурей ломаются Спокон веку родные леса, Спокон веку работа народная Под унылую песню кипит, Вторит ей наша муза свободная, Вторит ей — или честно молчит. Формы использования Некра'Совым фоль­ клорного материала чрезвычайно разнооб­ разны. То он вводит в свои произведения сказочные образы (образ Мороза в поэме «Мороз, Красный Нос», образы скатерти- самобранки, говорящей птицы — в «Коч> на Руси жить хорошо»), то насыщает их элементами народной лирики (в частности «плачей», причитаний), то, по образцу на­ родных песен, создает свои собственные песни (например, песни Гриши в поэме «Кому на Руси жить хорошо») и т. д. и т. п. Народные пословицы!, поговорки, загадки р огромном количестве встречаются в произведениях Некрасова, причем они всегда уместны!, всегда гармонируют с их содержанием и стилем. Когда один’ престарелый крестьянин, лич­ ный знакомый Некрасова, через много лет , после смерти поэта, вспоминая о нем. " восклицал: «Не барин он был, а душа родная», он имел в виду только личную сторону в отношениях Некрасова к кре­ стьянам. Если бы он был знаком с его поэтическими произведениями, он мог бы повторить эти слова о Некрасове, как поэте кровно, органически родном своему народу. Общеизвестно замечательное изречение И. В. Сталина: «Только народ бгссмертен. Все остальное преходяще». Бессмертна к поэзия великого певца русского народа Н. А. Некрасова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2