Сибирские огни, 1946, № 5-6
•мер, такие пушкинизмы у Некрасова: Красою блещут небеса... Твердыня, избранная славой... Опять ть| сердцу посылаешь Успокоительные сны... И даже: Тот старину припоминал, Кто в древни века ею правил. «В некрасовских ямбах, — пишет Ч у ковский, — даже эпитеты не такие, как в его анапестах: для ямбов он выбирает эпитеты, которые давно уже сделались, штампами пушкинской школы: у него есть и пышный мавзолей, и седые туманы, и убогий челн, и чудное мечтанье, и ро ковые сечи, и крылатые грезы, и забвен- ный прах, и безумные забавы, и убогая хижина, и обычная чреда, и славный жребий, и томительный недуг, — словом целые десятки готовых клише, стертых эпигонами Пушкина». Частое употребление штампов, создан ных предшествующими поэтами, еще не означало отсутствие с его стороны критического отношения к ним. Мно гочисленные пародии Некрасова на стихи «высокого» стиля, как справед ливо отмечают все современные кри тики его, уже во всяком случае доказывают вполне сознательный взгляд на них, как на трафареты, для эстетиче ского восприятия которых необходимо подновление их языкового и тематическо го материала. Пародии эти Некрасов -осуществлял следующим образ-эм. Он брал ритмико-синтаксические схемы стихо творений «высокого» стиля и заполнял их ультра-прозаической лексикой и контра стирующей с прежним содержанием, обыкновенно грубой тематикой. Так по- •строены пародии на «Наль и Дамаянги» Ж уковского— «Карп Паителеич и Степани да Кондратьевна», а также на Лермонто ва «И скучно и грустно и некого в карты надуть», «Колыбельная песнь» («Спи, по стрел, пока безвредный...») и отрывок из наброска «Как опасно предаваться често любивым снам». «Снижение» стиля, ввод прозаизмов осу ществлялись Некрасовым почти во всех его произведениях. Те из них, которые так или иначе относятся к городской жизни, буквально пестрят словами-терми нами, распространенными среди интелли гентских слоев населения. У него есть и акционерная компания, и цивилизация, и администрация, и субъект, и. цинический, и методический, и сервировал, и тракто вала, и литература, и ресторация, и экзе кутор, и много, много в таком же роде. Что касается стихотворений, затрагиваю щих деревенские темы, то в них мы по стоянно наталкиваемся на специфически крестьянский язык, грубо-народные слова, диалектизмы и проч. Мы встречаем — дебелый, врезамшись, вальяжный, поджа рый, тошнехонько, парнище, пострел, мо ченька, армяк, богачссгво, халуй и др. Говоря о «снижении» стиля Некрасовым, следует отметить не только словарные, но и фразовые прозаизмы, к которым он то же нередко прибегал. Будь счастливей! Силу новую Благородных юных дней В форму старую, готовую Необдуманно не лей... • • ♦ • S i • Пел он воплощение счастья народного. Наше дело исчерпать глубоко Воспеваемый нами предмет... Эти прозаизмы нередко проникнуты па тетической эмоцией огромной силы и не мешают проявляться пафосу некрасовской поэзии во всей своей полноте. Для приме ра можно указать отрывок из «Крестьян ских детей», начинающийся словами: «На эту картину так солнце светило» и т. д. Кроме перечисленных стилистических приемов обновления старых форм, произ водимого Некрасовым, нужно отметить еще прием жанрового смещения, отвечаю щего той же основной тенденции «сниже ния» поэзии. Еще в юности Некрасов вос принял традиционную форму баллады! (см. «Мечты и З вуки », но скоро убедился в ее полной литературной стертости и не пригодности для своей общей тематиче ской установки. И вот он изобретает но вую форму, которую он сам иногда на зывает «опытом современной баллады». Сюжеты этих произведений, не говоря уже об их лексике, слишком «прозаичны», чтобы их можно было назвать балладами старого типа. Они совпадают с последни ми лишь со стороны величины и фабуль ного построения. Еще большей оригиналь ности Некрасов достиг в крупных стихо творениях сатирического и описательного характера («Крещенские морозы», «Кому холодно, кому жарко», «Газетная», «Ба лет» и др.). Здесь мы имеем тип стихо творного фельетона, возведенный до значе ния подлинного поэтического произведе ния. «Оригинальная мозаика этих причуд ливых очерков, — пишет Андреевский, — содержит превосходные этюды Петербурга того времени. Здесь постоянно сменяется крикливая карикатура — верным и живым образом, желчная ирония — задушевным словом, журнальная проза — неожиданной поэтической строфой». К этого типа сти хотворениям можно с некоторыми оговор ками причислить и «Размышления у па радного подъезда», которые осложняются введением одического элемента, заставля ющего вспоминать имя Державина. Вооб ще ораторская струя в поэзии Некрасова настолько заметна, что дает полное поаво вновь поставить на очередь уже затраги ваемый многими вопрос о связи его по эзии с русскими одописцами X V III века. Вопрос этот интересен и с стилистической точки зрения. До сих пор мы говорили почти исклю чительно о влиянии литературной инерции ка поэтику Некрасова и о приемах борьбы его с этой инерцией. Теперь перейдем к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2