Сибирские огни, 1946, № 5-6
Придавая огромное значение содержа нию своей поэзии, — Некрасов не мель- шее значение придавал и ее форме. Нет никакого сомнения, что он превосходно понимал, что только сочетание глубокого и общественно-значимого содержания с художественно совершенной формой соз дает подлинно великие поэтические про изведения. С этой точки зрения исключительный интерес представляет его небольшое сти хотворение «Подражание Шиллеру», рас падающееся на две части: I Сущность Если в душе твоей ясны Типы добра и любви, В мире все темы прекрасны. Музу смелее зови. М уза тебя посетила: Смутно блуждает твой взор! В первом наитии сила! Брось начатой разговор. II Форма Форме дай щедрую дань Временем: важен в поэме Стиль, отвечающий теме, Стих, как монету, чекань, Строго, отчетливо, честно, Правилу следуй упорно: Чтобы словам было тесно. Мыслям — просторно. Некрасов, как поэт, как художник сло ва, постоянно и неизменно прост. Пони мать его не составляет труда даже для малоквалифицированного читателя. Вот почему, хотя процитированные стихи по священы сложному и важному вопросу, едва ли они нуждаются в сколько-нибудь пространных пояснениях. Некрасов, прежде всего, подчеркивает в них, что мировоззрение поэта должно быть прогрессивным, т. е. проникнутым идеала ми «добра и любви» и что содержание его произведений должны составлять «ти пы», т. е. широкое, правдивое изображе ние общественной жизни. Затем Некра сов настаивает на том, что форма должна соответствовать содержанию («важен в поэме стиль, отвечающий теме») и что ра ботать над формой следует «строго, от четливо, честно». ’ Выше было показано, насколько про грессивным являлось миросозерцание Н е красова, этого вдохновенного поэта-демо- крата, и какую широкую картину русской жизни за целое сорокалетие давали его произведения, неизменно выдвигавшие на первый ее план народ и народные инте ресы. iK форме Некрасова когда-то существо вало несколько скептическое отношение. Однако в настоящее время этот скепти цизм абсолютно изжит. Высокая оценка, данная поэзии Некрасова Белинским, Чер нышевским, Добролюбовым, является об щепризнанной. В советскую эпоху Некра сову, как художнику, посвящено немал© ценных и содержательных статей. Хотя в них далеко не разъяснены еще все проб- лемй, возникающие при изучении формы произведений Некрасова, однако, многое на этом пути уже сделано. , Подводя итог сделанному, надлежит от метить, что главная заслуга Некрасова, как художника слова, — в том, что де мократизировав тематику своих произве дений, он демократизировал и форму. «Некрасов, — писал еще в 80-ые гг. Андреевский!, — открыл для русской поэзии новые звуки, новые оригинальные формы. Он был к тому вынужден време нем. Время «Искры», Оффенбаха и вели ких реформ — глумления над старым и созидания нового — это время требовало, чтобы поэзия, если она желала иметь слу шателей, понизила свой тон, опростилась». Эйхенбаума сравнивает литературное по ложение Некрасова с аналогичным ему яв лением французской поэзии — с песнями Беранже. Этот последний так говорит о себе в предисловии к сборнику своих сти хов (1833): «Нужен был человек, который заговорил бй с народом на понятном ему и любимом языке... Я был этим челове ком... Есть моменты в жизни нации, когда лучшей музыкой язляется барабан, бьющий тревогу». Таким образом, та х у дожественная тенденция, которую принято иногда называть «снижением стиля» и ко торая в известных пределах осуществля лась еще практикой Пушкина, стала до некоторой степени доминирующим фор мальным фактором поэзии Некрасова. Сле дует оговориться, что она была лишь до минирующим, но не единственным опреде лителем некрасовских стихов. Некрасов не только отталкивался от старых форм, не только «снижал» эти формы, но и выра ботал совершенно новую свою линию, ор ганически связанную с тенденцией «сни жения», но явно выходящую за ее преде лы. Кроме того, и старая стилистическая традиция не осталась чуждой Некрасову: огромное количество стихов последнего написано в духе прежних Пушкино-Лер- моятовских канонов. Остановимся, прежде всего, на этом последнем моменте. Кроме сборника- «Мечты .1 звуки», в традиционных тонах Некрасовым написаны стихотворения «П у скай мечтатели осмеяны давно», «В неве домой глуши», «Родина», «Блажен незло бивый порт», «Последние элегии», поэма «Белинский», «Поэт и гражданин», «Ти шина», «Несчастные», большая часть лю бовной лирики, предсмертные -стихи. Интересно наблюдение Чуковского3, отметившего, что все почти стихи подоб ного рода, написанные традиционным пуш кинским ямбо-м, имеют и соответствую щую лексику и фразировку «высокого 1 „Н овое вр ем я', 1889 г., NH 492Д—27 (н одно кратно перепечаты валась в книге того ж е автор!: „Л- тературное ч тен и .“). 2 „Н ачало", 1Я22 •№ 1 (а такж е в сборника!, статей Эихенбаумт „Л итература" и др.). 3 „Н екрасов, как худож ник", 1922
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2