Сибирские огни, 1946, № 5-6

Придавая огромное значение содержа­ нию своей поэзии, — Некрасов не мель- шее значение придавал и ее форме. Нет никакого сомнения, что он превосходно понимал, что только сочетание глубокого и общественно-значимого содержания с художественно совершенной формой соз­ дает подлинно великие поэтические про­ изведения. С этой точки зрения исключительный интерес представляет его небольшое сти­ хотворение «Подражание Шиллеру», рас­ падающееся на две части: I Сущность Если в душе твоей ясны Типы добра и любви, В мире все темы прекрасны. Музу смелее зови. М уза тебя посетила: Смутно блуждает твой взор! В первом наитии сила! Брось начатой разговор. II Форма Форме дай щедрую дань Временем: важен в поэме Стиль, отвечающий теме, Стих, как монету, чекань, Строго, отчетливо, честно, Правилу следуй упорно: Чтобы словам было тесно. Мыслям — просторно. Некрасов, как поэт, как художник сло­ ва, постоянно и неизменно прост. Пони­ мать его не составляет труда даже для малоквалифицированного читателя. Вот почему, хотя процитированные стихи по­ священы сложному и важному вопросу, едва ли они нуждаются в сколько-нибудь пространных пояснениях. Некрасов, прежде всего, подчеркивает в них, что мировоззрение поэта должно быть прогрессивным, т. е. проникнутым идеала­ ми «добра и любви» и что содержание его произведений должны составлять «ти­ пы», т. е. широкое, правдивое изображе­ ние общественной жизни. Затем Некра­ сов настаивает на том, что форма должна соответствовать содержанию («важен в поэме стиль, отвечающий теме») и что ра­ ботать над формой следует «строго, от­ четливо, честно». ’ Выше было показано, насколько про­ грессивным являлось миросозерцание Н е ­ красова, этого вдохновенного поэта-демо- крата, и какую широкую картину русской жизни за целое сорокалетие давали его произведения, неизменно выдвигавшие на первый ее план народ и народные инте­ ресы. iK форме Некрасова когда-то существо­ вало несколько скептическое отношение. Однако в настоящее время этот скепти­ цизм абсолютно изжит. Высокая оценка, данная поэзии Некрасова Белинским, Чер­ нышевским, Добролюбовым, является об­ щепризнанной. В советскую эпоху Некра­ сову, как художнику, посвящено немал© ценных и содержательных статей. Хотя в них далеко не разъяснены еще все проб- лемй, возникающие при изучении формы произведений Некрасова, однако, многое на этом пути уже сделано. , Подводя итог сделанному, надлежит от­ метить, что главная заслуга Некрасова, как художника слова, — в том, что де­ мократизировав тематику своих произве­ дений, он демократизировал и форму. «Некрасов, — писал еще в 80-ые гг. Андреевский!, — открыл для русской поэзии новые звуки, новые оригинальные формы. Он был к тому вынужден време­ нем. Время «Искры», Оффенбаха и вели­ ких реформ — глумления над старым и созидания нового — это время требовало, чтобы поэзия, если она желала иметь слу­ шателей, понизила свой тон, опростилась». Эйхенбаума сравнивает литературное по­ ложение Некрасова с аналогичным ему яв­ лением французской поэзии — с песнями Беранже. Этот последний так говорит о себе в предисловии к сборнику своих сти­ хов (1833): «Нужен был человек, который заговорил бй с народом на понятном ему и любимом языке... Я был этим челове­ ком... Есть моменты в жизни нации, когда лучшей музыкой язляется барабан, бьющий тревогу». Таким образом, та х у ­ дожественная тенденция, которую принято иногда называть «снижением стиля» и ко­ торая в известных пределах осуществля­ лась еще практикой Пушкина, стала до некоторой степени доминирующим фор­ мальным фактором поэзии Некрасова. Сле­ дует оговориться, что она была лишь до­ минирующим, но не единственным опреде­ лителем некрасовских стихов. Некрасов не только отталкивался от старых форм, не только «снижал» эти формы, но и выра­ ботал совершенно новую свою линию, ор­ ганически связанную с тенденцией «сни­ жения», но явно выходящую за ее преде­ лы. Кроме того, и старая стилистическая традиция не осталась чуждой Некрасову: огромное количество стихов последнего написано в духе прежних Пушкино-Лер- моятовских канонов. Остановимся, прежде всего, на этом последнем моменте. Кроме сборника- «Мечты .1 звуки», в традиционных тонах Некрасовым написаны стихотворения «П у­ скай мечтатели осмеяны давно», «В неве­ домой глуши», «Родина», «Блажен незло­ бивый порт», «Последние элегии», поэма «Белинский», «Поэт и гражданин», «Ти­ шина», «Несчастные», большая часть лю ­ бовной лирики, предсмертные -стихи. Интересно наблюдение Чуковского3, отметившего, что все почти стихи подоб­ ного рода, написанные традиционным пуш­ кинским ямбо-м, имеют и соответствую­ щую лексику и фразировку «высокого 1 „Н овое вр ем я', 1889 г., NH 492Д—27 (н одно­ кратно перепечаты валась в книге того ж е автор!: „Л- тературное ч тен и .“). 2 „Н ачало", 1Я22 •№ 1 (а такж е в сборника!, статей Эихенбаумт „Л итература" и др.). 3 „Н екрасов, как худож ник", 1922

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2