Сибирские огни, 1946, № 5-6

(«Дедушка» и «Русские женщины») и са­ тирическая поэма «Современник». Характерно, что и в них Некрасов ве­ зен своей революционно-демократической тематике:^ если первое и з . названных про­ изведений, прежде всего, посвящено на­ роду, то в поэмах о декабристах и декаб­ ристках изображаются друзья народа, а в «Современниках» — враги народа. «Кому ,на Руси жить хорошо»— величай- 5- шее со-здание Некрасова, вместе с тем одно из самых замечательных произведе­ ний русской литературы типа народной эпопеи. В нем дается широчайшая картина русской жизни и ставится тот вопрос, ко­ торый не только во времена Некрасова, но и в любую эпоху является важнейшим вопросом социальной жизни, — вопрос о гчастьи народа и ведущих к нему путях. Хотя сначала болезнь, а затем смерть по­ мешали Некрасову закончить его поэму, однако, и в незаконченном виде она со­ держит ответ на этот вопрос. О счаетьи народа, т. е. крестьян Под­ тянутой губернии, уезда Терпигорева, Пу- . стопорожней волости, покамест, еще мож­ но говорить только в ироническом смыс­ ле. Для того, чтобы народ был по-настоя­ щему счастлив, он должен завоевать себе «свет и свободу»: Доля народа/ Счастье его — Свет и свобода Прежде всего! В этом ему помогут революционно на­ строенные представители молодого поко­ ления, вроде Григория Добросклонова, го­ товые всю жизнь свою посвятить борьбе за счастье «убогого и темного родного уголка». Образ Григория Добросклонова невполне удался поэту: по своей яркости он не мо­ жет равняться ни с сатирическими обра­ зами помещиков (Оболта Оболдуева, Ша- лашникова, кн. Утятина), ни с образами крестьянских героев поэмы, которые вы­ рисованы особенно тщательно и любеюно (Якйм Нагой, Ермил Гирин. Савелий — богатырь святорусский, Матрена Тимофе­ евна). Это объясняется исключительною трудностью подать этот образ так, чтобы он был, хоть в некоторой степени, прием­ лем для царской цензура. Ведь речь шла об образе современного революционного деятеля, кому ...Судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь. Страстно желая выразить свое сочувст­ вие революционным борцам и натолкнув­ шись на непреоборимые цензурные пре­ пятствия при создании образа современно­ го революционного борца — Некрасов ре- шил обратиться к революционному прош­ лому, -но такому прошлому, которое очень .много говорило и революционной совре­ менности. В поэмах «Дедушка» и «Рус­ ские женщины» он в героическом ореоле изобразил декабристов и их мужественных жен. Поэмы эти представляли собой не только в высшей степени удачную попыт­ ку воскресить одну из славнейших стра­ ниц в истории русского революционного движения1, но и полны были жгучего ин­ тереса для современности. Кто из революционных деятелей 70-х гг. ко повторил бы, вслед за «дедушкой»2. Зрелище бедствий народных Невыносимо, мой друг; Счастье умов благородных — Видеть довольство вокруг... К 70-м годам относятся и сатирическая поэма «Современники». «Герои» этого остроумного, не лишенного элементов гро­ теска произведения — «рыцари наживы», только и думающие об ограблении страны и народа. Ради достижения этой цели для буржуа-капиталистов, бюрократии и реак­ ционного дворянства, для той части ин­ теллигенции, которая пошла на службу капиталу, все средства, — хотя бы самые безнравственные, — одинаково дозволены. К этим «рыцарям наживы» поэт не знает снисхождения, ибо видит в них подлин­ ных врагов народа. Полные ненависти и презрения бичующие слова бросает он по их адресу: Прочь! Гнушаюсь ваших уз! Проклинаю процветающий Все — берущий, все — хватающий, Все — ворующий союз... В 1876— 1877 гг.. когда неизлечимая и неимоверно мучительная болезнь надолго приковала Некрасова к постели, он в про­ межутках между приступами невыносимых болей работал над лирическим циклом, названным им «Последние песни» и пред­ ставляющим своеобразное, единственное во всей русской поэзии сочетание граждан­ ских мотивов с интимно личными. В эго же, примерно, время Некрасов вернулся к той теме, которую неоднократно затраги­ вал в прошлом (в стихотворении «Роди­ на» — в 40-ые, в поэме «Несчастные» — в 50-ые, в поэме «Рыцарь на час» — в бО-ые гг.), — к теме матери3. Ее разра­ ботке он поовятил трогательную лиро- эпическую поэму «Мать», которую, к со­ жалению, не смог закончить... 1 Работая над своими поэмами, Н екрасов руко­ водствовался такими серьезными и надежными ис- торическими источникам^, как „Записки декаб- риста" бар. Розена и „Записки кн. М. Н . Волкон­ ской”. 2 Прототипом „дедушки”—послужил возвращ ен­ ный из Сибири декабрист кн. С Г. Волконский. 3 Н е будет преувеличением сказать, что ни один поэт,—не только в русской, но и мировой ли­ тературе, не уделил образу матери такого исклю­ чительного внимания, не окруж ил его ореолом та­ ких трогательной любви и благоговейного прекло­ нения, как Н екрасов. Здесь, без сомнения, сказа­ лось то обстоятельство, что мать Н екрасова дей­ ствительно была женщ иной незаурядной, и он имел все основания считать себя ей очень мнотим обязанным.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2