Сибирские огни, 1946, № 5-6
(«Дедушка» и «Русские женщины») и са тирическая поэма «Современник». Характерно, что и в них Некрасов ве зен своей революционно-демократической тематике:^ если первое и з . названных про изведений, прежде всего, посвящено на роду, то в поэмах о декабристах и декаб ристках изображаются друзья народа, а в «Современниках» — враги народа. «Кому ,на Руси жить хорошо»— величай- 5- шее со-здание Некрасова, вместе с тем одно из самых замечательных произведе ний русской литературы типа народной эпопеи. В нем дается широчайшая картина русской жизни и ставится тот вопрос, ко торый не только во времена Некрасова, но и в любую эпоху является важнейшим вопросом социальной жизни, — вопрос о гчастьи народа и ведущих к нему путях. Хотя сначала болезнь, а затем смерть по мешали Некрасову закончить его поэму, однако, и в незаконченном виде она со держит ответ на этот вопрос. О счаетьи народа, т. е. крестьян Под тянутой губернии, уезда Терпигорева, Пу- . стопорожней волости, покамест, еще мож но говорить только в ироническом смыс ле. Для того, чтобы народ был по-настоя щему счастлив, он должен завоевать себе «свет и свободу»: Доля народа/ Счастье его — Свет и свобода Прежде всего! В этом ему помогут революционно на строенные представители молодого поко ления, вроде Григория Добросклонова, го товые всю жизнь свою посвятить борьбе за счастье «убогого и темного родного уголка». Образ Григория Добросклонова невполне удался поэту: по своей яркости он не мо жет равняться ни с сатирическими обра зами помещиков (Оболта Оболдуева, Ша- лашникова, кн. Утятина), ни с образами крестьянских героев поэмы, которые вы рисованы особенно тщательно и любеюно (Якйм Нагой, Ермил Гирин. Савелий — богатырь святорусский, Матрена Тимофе евна). Это объясняется исключительною трудностью подать этот образ так, чтобы он был, хоть в некоторой степени, прием лем для царской цензура. Ведь речь шла об образе современного революционного деятеля, кому ...Судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь. Страстно желая выразить свое сочувст вие революционным борцам и натолкнув шись на непреоборимые цензурные пре пятствия при создании образа современно го революционного борца — Некрасов ре- шил обратиться к революционному прош лому, -но такому прошлому, которое очень .много говорило и революционной совре менности. В поэмах «Дедушка» и «Рус ские женщины» он в героическом ореоле изобразил декабристов и их мужественных жен. Поэмы эти представляли собой не только в высшей степени удачную попыт ку воскресить одну из славнейших стра ниц в истории русского революционного движения1, но и полны были жгучего ин тереса для современности. Кто из революционных деятелей 70-х гг. ко повторил бы, вслед за «дедушкой»2. Зрелище бедствий народных Невыносимо, мой друг; Счастье умов благородных — Видеть довольство вокруг... К 70-м годам относятся и сатирическая поэма «Современники». «Герои» этого остроумного, не лишенного элементов гро теска произведения — «рыцари наживы», только и думающие об ограблении страны и народа. Ради достижения этой цели для буржуа-капиталистов, бюрократии и реак ционного дворянства, для той части ин теллигенции, которая пошла на службу капиталу, все средства, — хотя бы самые безнравственные, — одинаково дозволены. К этим «рыцарям наживы» поэт не знает снисхождения, ибо видит в них подлин ных врагов народа. Полные ненависти и презрения бичующие слова бросает он по их адресу: Прочь! Гнушаюсь ваших уз! Проклинаю процветающий Все — берущий, все — хватающий, Все — ворующий союз... В 1876— 1877 гг.. когда неизлечимая и неимоверно мучительная болезнь надолго приковала Некрасова к постели, он в про межутках между приступами невыносимых болей работал над лирическим циклом, названным им «Последние песни» и пред ставляющим своеобразное, единственное во всей русской поэзии сочетание граждан ских мотивов с интимно личными. В эго же, примерно, время Некрасов вернулся к той теме, которую неоднократно затраги вал в прошлом (в стихотворении «Роди на» — в 40-ые, в поэме «Несчастные» — в 50-ые, в поэме «Рыцарь на час» — в бО-ые гг.), — к теме матери3. Ее разра ботке он поовятил трогательную лиро- эпическую поэму «Мать», которую, к со жалению, не смог закончить... 1 Работая над своими поэмами, Н екрасов руко водствовался такими серьезными и надежными ис- торическими источникам^, как „Записки декаб- риста" бар. Розена и „Записки кн. М. Н . Волкон ской”. 2 Прототипом „дедушки”—послужил возвращ ен ный из Сибири декабрист кн. С Г. Волконский. 3 Н е будет преувеличением сказать, что ни один поэт,—не только в русской, но и мировой ли тературе, не уделил образу матери такого исклю чительного внимания, не окруж ил его ореолом та ких трогательной любви и благоговейного прекло нения, как Н екрасов. Здесь, без сомнения, сказа лось то обстоятельство, что мать Н екрасова дей ствительно была женщ иной незаурядной, и он имел все основания считать себя ей очень мнотим обязанным.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2