Сибирские огни, 1946, № 5-6
го о такой колоссальной важности рефор ме, как «освобождение крестьян», стано вится в центре общественного внимания. Руководимый вождями революционно-де мократической интеллигенции, «мужицки ми демократами», как их называл В. И. Ленин, Чернышевским и Добролюбовым, журнал Некрасова «Современник» выдви гает крестьянскую реформу на первый план. Он ведет отчаянную борьбу не толь ко с крепостниками, явно противившимися реформе, но и с неискренними и двоедуш ными российскими либералами, которые на словах горячо сочувствовали реформе, а на дело стремились лишить ее истинно демократической основы, настаивая на том, чтобы большая часть земли осталась за помещиками, а за меньшую, переходящую в руки крестьян, крестьяне уплатили о г ромные, намного превышавшие ее дейст вительную стоимость, выкупные платежи. Некрасов, как поэт, уже в 40-е годы обнаруживал повышенный интерес к кре стьянской тематике. В издания его стихо творений 1856 г. народу, а под народом он разумел, прежде всего, крестьянство, отведено первое место. Неудивительно, что теперь, когда ставилась в повестку дня, обсуждалась, подготавливалась, наконец, проводилась в жизнь крестьянская рефор ма, — крестьянская тема делается основ ной темой его поэзии. В 1858 г. он пи шет «Размышления у парадного подъезда» и «Песню Еремушке», в которой нельзя не видеть призыва, обращенного к моло дому поколению, в частности к крестьян ской молодежи; в 1860 г. — «Деревен ские новости», «Думу»; в 1861 г. — «Кре стьянских детей», «Коробейников»; в 1862 г. — «Зеленый шум», «Что думает старуха, когда ей не спится»; в 1863 г.— «Калистрата», «В полном разгаре страда деревенская», «Орину, мать солдатскую», «Мороз, Красный Нос»; в 1864 г.— «Прит чу о Ермолае трудящемся», «Железную дорогу», начинает работу над грандиозной эпопеей «Кому на Руси жить хорошо» и т. д. Приведенный перечень далеко не яв ляется исчерпывающим. Однако, его с из бытком достаточно для выпада, что имен но и эти годы, «шестидесятые годы», Не красов вырастает в великого подлинно на родного поэта. «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Орина, мать солдат ская»! Ни один еще из русских поэтов не изображал такими потрясающими красками народных страданий! Никогда еще под впечатлением образов художественной ли тературы читатели не проникались чувст вами такой великой любви и такой острой ненависти — любви к угнетенному наро ду, ненависти к его угнетателям!.. «Крестьянские дети», «Коробейники», «Мороз, Красный Нос»!.. Ведь, это же подлинные перлы русской классической поэзии, ибо созданные в них образы: «Ма люточки Власа» — в «Крестьянских де тях», Вани и Катеринушки — в «Коробей никах», Прокла и Дарьи — в «Морозе», неизгладимыми чертами врезываются в па мять, возбуждая, вместе с любованием физической и моральной красотой пред ставителей народной среды, глубочайшую веру в народ. «Песня Еремушке» и написанное не сколькими годами позднее стихотворное послание «Тургеневу» (1861 г.)! Эти сти хотворения воспринимаются как подлин ные призывы» к революционной борьбе. .(И как обидно, что послание «Тургеневу», в течение более чем полувека со времени своего создания, оставалось неизвестным русской читающей публике'). Сколько си лы и высокого гражданского пафоса, хотя бы, в его концовке; Непримиримый враг цепей И верный друг народа, До дна святую чашу пей, На дне ее — свобода! Об успехе, каким пользовались стихи Некрасова в рассматриваемое время, мож но судить по следующим фактам. На из дание 1856 г. был наложен запрет: пере печатки его не допускались. Однако по требность в собрании стихов Некрасова была так велика, что в массовом масштабе изготовлялись рукописные копии издания 1856 г. и продавались . предприимчивыми переписчиками за болыице деньги. За границей издание 1856 г. несколько раз перепечатывалось, конечно, без разреше ния автора, и эти перепечатки быстро раскупались русскими туристами. В 1861 г., уже после «освобождения» крестьян, Не красову удалось добиться разрешения на выпуск нового (второго) издания своих стихотворений (в двух частях), и его бук вально расхватали. В 1863 г. потребова лось выпустить третье издание (также в двух частях), в 1864 г. — четвертое (уже в трех частях). В 1869 г. Некрасов выпу скает пятое издание (в четырех частях?)... Хотя 1862 год (приостановка. «Современ ника», арест Чернышевского) и в особен ности 1866 г. (окончательное запрещение «Современника») очень болезненно пере живались Некрасовым, но в конечном ре зультате не ослабили его творческой энер гии, не заставили изменить направления его поэзии. Здесь, само собой разумеется, не осталось без влияния, что в конце 60-х и тем более в 70-ые годы революци онное движение сделалось одним из по стоянно и явственно ощущаемых факторов русской жизни. А одной из основных при чин революционного движения этих лет являлось недовольство крестьянской ре формой, отнюдь не улучшившей тяжелого экономического положения крестьян. Конец 60-х и 70-ые годы, это — период работы Некрасова над большими полотна ми, каковыми являются его грандиозная эпопея «Кому на Руси жить хорошо», две поэмы о декабристах и декабристках * Это стихотворение, полученное мною от пле мянника поэта, Константина Федоровича Некрасова (ныне покойного), я впервые опубликовал в ж ур нале , Заветы " (1913 г., № 12), при чем текст его сильно пострадал от красного карандаш а военной цензуры , 3 П ятая часть э ю го издания вышла значитель но позж е.—в 1873 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2