Сибирские огни, 1946, № 5-6

го о такой колоссальной важности рефор­ ме, как «освобождение крестьян», стано­ вится в центре общественного внимания. Руководимый вождями революционно-де­ мократической интеллигенции, «мужицки­ ми демократами», как их называл В. И. Ленин, Чернышевским и Добролюбовым, журнал Некрасова «Современник» выдви­ гает крестьянскую реформу на первый план. Он ведет отчаянную борьбу не толь­ ко с крепостниками, явно противившимися реформе, но и с неискренними и двоедуш­ ными российскими либералами, которые на словах горячо сочувствовали реформе, а на дело стремились лишить ее истинно демократической основы, настаивая на том, чтобы большая часть земли осталась за помещиками, а за меньшую, переходящую в руки крестьян, крестьяне уплатили о г­ ромные, намного превышавшие ее дейст­ вительную стоимость, выкупные платежи. Некрасов, как поэт, уже в 40-е годы обнаруживал повышенный интерес к кре­ стьянской тематике. В издания его стихо­ творений 1856 г. народу, а под народом он разумел, прежде всего, крестьянство, отведено первое место. Неудивительно, что теперь, когда ставилась в повестку дня, обсуждалась, подготавливалась, наконец, проводилась в жизнь крестьянская рефор­ ма, — крестьянская тема делается основ­ ной темой его поэзии. В 1858 г. он пи­ шет «Размышления у парадного подъезда» и «Песню Еремушке», в которой нельзя не видеть призыва, обращенного к моло­ дому поколению, в частности к крестьян­ ской молодежи; в 1860 г. — «Деревен­ ские новости», «Думу»; в 1861 г. — «Кре­ стьянских детей», «Коробейников»; в 1862 г. — «Зеленый шум», «Что думает старуха, когда ей не спится»; в 1863 г.— «Калистрата», «В полном разгаре страда деревенская», «Орину, мать солдатскую», «Мороз, Красный Нос»; в 1864 г.— «Прит­ чу о Ермолае трудящемся», «Железную дорогу», начинает работу над грандиозной эпопеей «Кому на Руси жить хорошо» и т. д. Приведенный перечень далеко не яв­ ляется исчерпывающим. Однако, его с из­ бытком достаточно для выпада, что имен­ но и эти годы, «шестидесятые годы», Не­ красов вырастает в великого подлинно на­ родного поэта. «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Орина, мать солдат­ ская»! Ни один еще из русских поэтов не изображал такими потрясающими красками народных страданий! Никогда еще под впечатлением образов художественной ли­ тературы читатели не проникались чувст­ вами такой великой любви и такой острой ненависти — любви к угнетенному наро­ ду, ненависти к его угнетателям!.. «Крестьянские дети», «Коробейники», «Мороз, Красный Нос»!.. Ведь, это же подлинные перлы русской классической поэзии, ибо созданные в них образы: «Ма­ люточки Власа» — в «Крестьянских де­ тях», Вани и Катеринушки — в «Коробей­ никах», Прокла и Дарьи — в «Морозе», неизгладимыми чертами врезываются в па­ мять, возбуждая, вместе с любованием физической и моральной красотой пред­ ставителей народной среды, глубочайшую веру в народ. «Песня Еремушке» и написанное не­ сколькими годами позднее стихотворное послание «Тургеневу» (1861 г.)! Эти сти­ хотворения воспринимаются как подлин­ ные призывы» к революционной борьбе. .(И как обидно, что послание «Тургеневу», в течение более чем полувека со времени своего создания, оставалось неизвестным русской читающей публике'). Сколько си­ лы и высокого гражданского пафоса, хотя бы, в его концовке; Непримиримый враг цепей И верный друг народа, До дна святую чашу пей, На дне ее — свобода! Об успехе, каким пользовались стихи Некрасова в рассматриваемое время, мож­ но судить по следующим фактам. На из­ дание 1856 г. был наложен запрет: пере­ печатки его не допускались. Однако по­ требность в собрании стихов Некрасова была так велика, что в массовом масштабе изготовлялись рукописные копии издания 1856 г. и продавались . предприимчивыми переписчиками за болыице деньги. За границей издание 1856 г. несколько раз перепечатывалось, конечно, без разреше­ ния автора, и эти перепечатки быстро раскупались русскими туристами. В 1861 г., уже после «освобождения» крестьян, Не­ красову удалось добиться разрешения на выпуск нового (второго) издания своих стихотворений (в двух частях), и его бук­ вально расхватали. В 1863 г. потребова­ лось выпустить третье издание (также в двух частях), в 1864 г. — четвертое (уже в трех частях). В 1869 г. Некрасов выпу­ скает пятое издание (в четырех частях?)... Хотя 1862 год (приостановка. «Современ­ ника», арест Чернышевского) и в особен­ ности 1866 г. (окончательное запрещение «Современника») очень болезненно пере­ живались Некрасовым, но в конечном ре­ зультате не ослабили его творческой энер­ гии, не заставили изменить направления его поэзии. Здесь, само собой разумеется, не осталось без влияния, что в конце 60-х и тем более в 70-ые годы революци­ онное движение сделалось одним из по­ стоянно и явственно ощущаемых факторов русской жизни. А одной из основных при­ чин революционного движения этих лет являлось недовольство крестьянской ре­ формой, отнюдь не улучшившей тяжелого экономического положения крестьян. Конец 60-х и 70-ые годы, это — период работы Некрасова над большими полотна­ ми, каковыми являются его грандиозная эпопея «Кому на Руси жить хорошо», две поэмы о декабристах и декабристках * Это стихотворение, полученное мною от пле­ мянника поэта, Константина Федоровича Некрасова (ныне покойного), я впервые опубликовал в ж ур­ нале , Заветы " (1913 г., № 12), при чем текст его сильно пострадал от красного карандаш а военной цензуры , 3 П ятая часть э ю го издания вышла значитель­ но позж е.—в 1873 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2