Сибирские огни, 1946, № 5-6

самих орденов и званий, он с негодовани­ ем восклицает, рассказав о драке H3J3a ключей между сыновьями умирающего отца: И вот тебе, коршун, награда За жизнь воровскую твою!.. В лицо представителя, всевластной в царствование .Николая I, бюрократии, гор­ дящегося своею «благонамеренностью», поэт бросает клеймящие слова: ...«чинов­ ник с виду и подлец душой!»... В третьем разделе только одно произве­ дение — чудесная поэма «Саша», в кото­ рой, в лице слабовольного, непостоянного в своих убеждениях и действиях Агарина, ноэт разоблачает одного из тех дворян­ ских либералов, которые неспособны от слов переходить к делу, а в лице Саши рисует обаятельную молодую девушку, представительницу нового поколения, стре­ мящегося быть активно полезными народу и родине. Агарин — ложный друг народа,, а Саша истинный — таков социальный смысл поэмы. Четвертый отдел сплошь состоит из ли­ рических стихотворений. В одних Некра­ сов, как и в стих. «Поэ^т и гражданин»,' говорит о своем поэтическом предназначе­ нии («Муза»,. «Блажен незлобивый поэт», «Замолкни, муза мести и печали»), в др у­ гих отдается воспоминаниям о своем без­ радостном детстве («Старые хоромы»', «В неведомой глуши»), о петербургских мй- тарствах («Еду ли ночью по улице тем­ ной»), о безвременно угасшем друге («Па­ мяти приятеля»). Много стихотворений принадлежит к разряду любовно-лириче­ ских. М\ы позволили себе несколько подроб­ нее остановиться на издании 1856 г. по причинам особого свойства. Несмотря на то, что эта книга имела, как уже указы­ валось выше, потрясающий успех, — она ие вызвала ни одного критического откли­ ка. А не .выдала она ни одного критиче­ ского отклика, вследствие категорического вбепрещения высказываться о ней в печа­ ти. Эта репрессия явилась следствием той травли, которую начала против книги Не­ красова, в частности против перепечатки нескольких стихотворений из нее на стра­ ницах «Современника», «аристократическая сволочь» (выражение Герцена в «Колоко­ ле»), т. е. придворно-аристократические круги. Однако, несмотря на отсутствие крити­ ческих откликов, Некрасов знал, как рас­ ценивается его книга лучшими людьми эпохи. Осенью 1856 г. Чернышевский пи ­ сал ему за границу: «Первое место в ны­ нешней литературе публика присваивает Вам... Истинно у Вас огромный талант... Есть ли что невозможное для Вас, есть ли высота, недоступная для Вас?!».„ Затянувшееся на целый год пребывание Некрасова за границей ни в малой степег ни не оторвало его от России, от тех на- 1 Впоследствии Н екрасов переимен овал это сти" хотворение: ого новое заглавие. пои к о к рым оно печатается и в наши дни, мРодина“ . строений, которыми жила его родина. Нет ни малейшего преувеличения в его поэти­ ческом признании: «В Германии я был, как рыба, нем, в Италии писал о русских ссыльных»' (стих. «Начало поэмы»). При возвращении на родину (летом 1857 г.) Некрасов испытал прилив такого глубоко­ го и страстного патриотического чувства, что оно вдохновило его иа исключительно задушевные и эмоционально выразитель­ ные стихи (в поэме «Тишина»): Все рожь кругом, как степь живая, Ни замков, ни морей, ни гор... Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор! За дальним Средиземным морем. Под небом ярче твоего, Искал я примиренья с горем И не нашел я ничего! Я — твой. Пусть ропот укорманы За мною по пятам бежал, Не небесам чужой отчизны — Я песни родине слагал! И ныне жадно повторяю Мечту любимую мою, И в умиленьи посылаю Всему привет... Я узнаю Суровость рек, всегда готовых С морозом выдержать войну, И ровный шум лесов сосновых, И деревенек тишину, И нив широкие размеры... Как ни тепло чужое море, Как ни красна чужая даль, Не ей поправить наше горе, Размыкать русскую печаль!.. Полны патриотической гордости те стро­ фы «Тишины», в которых Некрасов рису­ ет один из самых героических эпизодов русской военной истории — оборону Се­ вастополя, — этой, как выражается автор, «твердыни, избранной славой»: Три царства перед ней стояло. Перед одной... таких громов Еще и небо не метало С нерукотворных облаков! В ней воздух кровью напоили, Изрешетили каждый дом, И, вместо камня, намостили Ее свинцом и чугуном... Истинным героем войны с «тремя цар­ ствами» и обороны Севастополя Некрасов считает народ: Народ-герой! В борьбе суровой Ты не шатнулся до конца, ' Светлее твой венец терновый Победоносного венца! В 1857 .г. правительство Александра II вынуждено было включить «реформы» в повестку политического дня. Неудивитель­ но, что вопрос о реформах, а прежде все­ 1 Здесь имя^тги в виду поэма „Н есчастны е", написанная в Италии и, действительно, в своей большей и лучш ей части и зображ аю щ ая .рус­ ских ссыльных*.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2