Сибирские огни, 1946, № 5-6
Чернышевский, сообщив Некрасову, что полученные в Петербурге 500 экземпля ров разошлись в два дня, в своем письме говорит о «всеобщем восторге» и добав ляет: «Едва ли первые поэмы Пушкина, едва ли «Ревизор» или «Мертвые души» имели такой успех». О том жо пишет и В. П . Боткин в письме к Тургеневу: «Не было примера со времени Пушкина, чтобы книжка стихотворений так сильно поку- •алась», а Тургенев, в свою очередь, у т верждает: «Что ни толкуй его (т. е. Не красова- — В. Е. М.) противники, й по пулярнее его нет теперь у нас писателя» (письмо к М . Н. Лонгинову). При самом поверхностном знакомстве с изданием 1856 г., поражает продуманность того плана, который лег в основу распре деления материала. Первые страницы заняты декларативным стихотворением «Поэт и гражданин», и г рающим роль «введения». Далее следуют четыре раздела: в первом сосредоточены стихи о народе, во втором — о врагах народа, в третьем ■— об истинных и лож ных друзьях народа, в четвертом — чи сто лирические стихи, характеризующие личность поэта. «Поэт и гражданин», это — художест венный диалог между поэтом, в котором нетрудно узнать самого Некрасова, и гражданином, которому придан ряд черт, присущих Чернышевскому!. В этом диа логе проповедуются те взгляды на искус ство, которые в эта же, примерно, годы с такими силой и убедительностью были сформулированы в магистерской диссерта ции Чернышевского и в его «Очерках Гого левского периода русской литературы». Жизнь, действительность, не исключая самых тяжелых и мрачных их сторон, должны быть в центре творческого внима ния поэта («Без отвращенья, без боязни я шел в тюрьму и к месту казни, в суды, в больницы я входил»...). К тому, что на блюдает поэт в жизни, в действительности, он не вправе относиться равнодушно («Не повторю, что там я видел... Клянусь я честно ненавидел, клянусь я искренно лю бил!»...). В служении искусству заклю чается выполнение высокого гражданского долга: Будь гражданин! служа искусству Д ля блага ближнего живи, Свой гений подчиняя чувству Вееобнимающей Любви. «Благо ближнего» неотделимо от «блага отчизны». «Гражданин достойный» никогда «не будет к отчизне холоден душой». Лю бовь к «отчизне» требует жертв, перед которыми не следует отступать: В критике встречаю тся иногда указания на то, что некоторые из суждений „граж данина" зас тавляю т вспомнить и о Белинском. Возможно, что и так. Н о ведь Чернышевский во многих отнош е ниях являлся подлинным преемником Белинского, и на многие вопросы литературы и жизни они смотрели одними и теми ж е глазами. Ф тсюда вы вод ч ю образ гражданина в стихотворении мог сливать черты и Чернышевского и Белинского. Иди в огонь за честь отчизны. За убежденье, за любовь... Иди и гибни безупречно. Умрешь ее даром... Дело прочно, Когда под ним струится кровь... Подобным языком мог говорить только искренний, пламенный и страстный патри от. Некрасов здесь точно иллюстрирует ни своем примере известные слова Черны шевского из «Очерков Гоголевского пе риода русской литературы»: «Историче ское значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами роди не, его человеческое достоинство — си лою его патриотизма». Такова, в самых сжатых, в самых схе матических выражениях сущность эстети ческого credo Некрасова. Исходя из него, он я осуществляет распределение мате риала в своем сборнике. Стихотворения первого раздела рисуют народную жизнь и образы представителей народной среды. Поэт менее всего скло нен замалчивать темные стороны народной жизни, рожденные крепостным правом («В дорог(е», «Забытая деревня» и т. д.), не он твердо верит в неизбывную физическую и нравственную мощь народа. Какими яркими чертами изображен в стихотворении «В деревне» удалой охот ник Саввушка («Сорок медведей поддел на рогатину»...): Росту большого, рука, что железная, Грудь, что плавленная медь... Сколько преклонения пред духовной си лой Власа (стих. «Влас»), который не только смог осознать, до каких бездн мо рального падения доводят стяжательство, стремление к наживе, но и сумел нравст венно возродиться: «роздал Влас свое имение», «сам остался бос и гол» и посвя тил всю жизнь самоотверженному служе нию высокому, с его точки зрения, идеа лу («построению храма божьего»). Ни на одну минуту не колеблется doer в своей вере в лучшее будущее народа. Его вдохновляет пример «школьника» (стих. «Школьник»), упорным трудом про бивающего себе дорогу к знанию, к куль-' туре: Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь! Не бездарна та природа, Не пориб еще тот край. Что выводит из народа Столько славных то-и-шай, — Столько добрых, благородных, Сильных любящей душой Посреди тупых, холодных И напыщенных собой! Второй раздел сборника включает стихи о тех. кого Некрасов ненавидел, — о п е мещикахчкрэпостниках, чиновниках-взяточ- никах и казнокрадах, об алчных и коры столюбивых буржуа-капиталистах, бездуш ных светских франтах и т. д. Бичуя этих людей, видя .в -них подлинных врагов на рода, Некрасов в -своем сатирическом па фосе доходит до чрезвычайно резких вы падов. По адресу «важной персоны» — миллионера-откупщика, удостоенного вы-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2