Сибирские огни, 1946, № 5-6
Вчитываясь внимательно в это стихотво рение, приходишь к убеждению, что дан ная в нем характеристика Гоголя не аб солютно подходит к нему. Во всяком «случае гоголевской формулы: «смех сквозь слезы» Некрасов не привадит, a заменяет ео другою: «любить — ненави дя». Это не одно и то же. В данном слу чае, сознательно или бессознательно, Не красов говорит о Гоголе то, что с боль шим основанием мог бы сказать о себе, как поэте. Видеть в данном стихотворе нии только поэтическую характеристику Гоголя, во всяком случае, невозможно; •оно в то же время является, как и было указано, «литературным манифестом» са мого Некрасова, художественно воспроиз водящим те взгляды на искусство, к ко торым он пришел еще в 40-ые годы. Последние два года «мрачного семиле тия» — 1853 г. и 1854 г. — характери зуются заметным поворотом Некрасова в сторону столь близкой ему социальной тематики. Он пишет такие выдающиеся с •социальной точки зрения произведения, как «В деревне» (1853 г.), «Филантроп» 41853 г.), «Отрывки из путевых записок гр. Гаранского» (1853 г.), «Несжатая по лоса» (1854 г.), «Влас» (1854 г.), «Внимая ужасам войны» (1854 г.). Этот поворот произошел в связи с первыми признаками общественного оживления, вызванного на чалом Восточной войны, которой вскоре суждено было перерасти в Крымскую кампанию, а также в связи с приобщени ем Чернышевского к руководящему со трудничеству в «Современнике». Чернышевский, человек исключительной скромности, резко восставал против тех, кто утверждал, что он влиял на своих соратников по журнальной деятельности, в частности на Некрасова. Полемизируя, уже после смерти Некрасова, со Скаби чевским, который в биографии Некрасова, приложенной к первому посмертному со бранию его стихотворений (1879 г.), вы сказал убеждение, что влияние «новых людей» (под «новыми людьми» Скабичев ский, прежде всего, разумел Чернышев ского, имени которого он не мог назвать, так как оно считалось запретным) значи тельно способствовало расширению «ум ственного и нравственного кругозора по эта», Чернышевский в своих «Заметках о Некрасове» всячески старается дока зать, что никакого влияния на убеждения Некрасова он не имел, ибо «то, что нуж но было знать ему, как поэту, он знал до знакомства со мною». Аргументация Чернышевского автору этих строк всегда казалась не вполне убедительной1, но да же если принять ее, то все же придется признать, что Чернышевский мог влиять не столько на убеждения Некрасова, сколько на его психологию. Чернышев ский ведь являлся воплощением высоких моральных свойств гражданина нового склада, новой формации. В нем не было тех недостатков и слабостей, которых не Этому вопросу посвящ ен ряд страниц в наш ей книге „Н екпасоч и его современники” (изд-во -Ф е дерация", М. 1930, стр. 188—202). могли преодолеть в себе даже лучшие представители дворянской интеллигенции. Сказанное о Чернышевском, с неменьшим основанием может быть отнесено и к До бролюбову. (Конечно, поворот в сторону социальной тематики в поэзии Некрасова в 1853 — 1859 гг. произошел, прежде всего, под «влиянием новой общественно-политической конъюнктуры, но, с другой стороны, едва ли можно сомневаться, что, работая рука об руку с человеком таких высоких гражданских доблестей, как Чернышев ский, Некраео«в не мо«г не поддаться его морально-психо логическому воздействию. В 1855— 1856 гг. опять-таки новые г.е рем-ены в общественно-политической конъ юнктуре (смерть Николая 1, неудачное окончание Крымской кампании, заря «ве ликих реформ») и возросшая близость с Чернышевским все в большей и большей степени насыщали поэзию Некрасова ост ро-социальными мотивами, как об этом свидетельствуют такие произведения, как поэмы «Белинский» (1855 г.), «Саша» (1855 г.), стихотворения «Забытая дерев ня» (1855 г.), «Школьник» (1856 г.), «(Поэт и гражданин» (1856 г.) и т. д. Демократическая направленность этих произведений, идеологически -перекликаю щихся -с социально-политическим и эсте тическим credo Чернышевского, оче видна и ни в каких доказательствах не нуждается. В том же 1856 г. Некрасов, не высту павший С 1840 г. с отдельным изданием своих стихотворений, решился на этот шаг. В данном случае им руководили, на до думать, различные соображения. Прежде всего, он чувствовал потреб ность иодвести некий итог своей «работе, как поэта. С 1845 г., когда начали печа таться «настоящие некрасовские» стихи, протекло уже около 12 лет. За этот про межуток времени были основательно за быты и автор романтических стихотворе ний, сборника «Мечты и Звуки», «Н. Н.» и разбитной водевилист «Н. Перепель. ский», но Николая Некрасова, редактора — издателя «Современника», автора не скольких десятков гражданских стихо творений, «ударявших по сердцам с неве домою -силой», знали уже очень широкие круги читателей. В их среде остро ощ у щалась потребность в отдельном издании стихотворений любимого поэта, и Некра сов не мог не знать этого. Затем, с на чала 50-х годов здоровье Некрасова сильно расстроилось: в 1854;— 1855 гг. он чув ствовал себя особенно плохо и уже по терял надежду на выздоровление. Есте ственно, что перед «грозящей, идущей смертью» ему хотелось напомнить о себе, хотя бы в последний раз, отдельным из данием своих стихотворений. В конце октября 1856 г., уже после ртъе-зда . Некрасова с лечебными целями за границу, московские книгопродавцы Н. Щепкин и К. Солдатенков выпустили особой книгой «Стихотворения Н. Некра сова», (Книга эта имела, поистине, потрясаю щий успех. ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2