Сибирские огни, 1946, № 5-6

венская скука» и впоследствии была пе­ ределана Некрасовым а небольшую пьесу («Осенняя скука»), которая является луч­ шим его драматическим произведением. Однако роман «Три страны света» су­ щественно отличается от романа Гончаро­ ва. во-первых, тем’ что в нем, как и в романе о Троснихове, резко противопостав­ ляются все те же два мира — мир обез­ доленной городской бедноты и мир знат­ ных и богатых «хозяев жизни» (у Гон­ чарова этот мотив абсолютно отсутству­ ет) и, во-вторых, тем, что в нем с ис­ ключительным воодушевлением и подъ­ емом изображенье положительные свойства русского крестьянина (и этот мотив абсо­ лютно чужд не только '«Обыкновенной истории», но и всему творчеству Гонча­ рова). В уста героя романа Каютина, — а в этом случае его устами, бесспорно, говорит сам Некрасов, — автор вклады­ вает восторженный дифирамб в честь рус­ ского крестьянина, заканчивающийся сло­ вами: «Я. много люблю русского крестья­ нина, потому что хорошо его знаю. И кто, подобно многим нашим юношам, после обычной «жажды дел», впал в апатию, сидит, сложа руки, кого тревожат скеп­ тические мысли, безотрадные и бездоход­ ные, тому советую я, подобно мне, про­ катиться по раздольному нашему царству, побывать среди всяких людей, посмотреть всяких див... В столкновении с народом он увидит, что много жизни, здоровых и свежих сил- в нашем милом и дорогом отечестве, увидит, что все идет вперед... Усидит и устыдится своего бездействия, своего скептицизма, и сам, как русский человек, разохотится, расходится: откинет лень и положит посильный труд в сокро­ вищницу развития, славы и процветания русского народа»... В этих замечательных словах нашли •яркое выражение неразрывно, органически между собой связанные демократизм и патриотизм Некрасова, которым он ни­ когда не изменял и в последующем своем творчестве. Обращаясь к его стихам конца 40-х— начала 50-х годов, следует отметить, что среди них видное место занимает любов­ ная лирика («Если мучимый страстью мя­ тежной» — 1847 г., «Ты всегда хороша несравненно» — 1847 г., «Поражена поте­ рей невозвратной» — 1848 г., «Я посетил твое кладбище» — 1849 г., «Я не люблю иронии твоей» — 1850 г., «Да, наша жизнь текла мятежно» — 1850 г., «Так это шут­ ка? Милая моя» — 1850 г., «Мы с тобой бестолковые люди» — 1851 г., «Как вести о дороге трудной» — 1851 г., «Влюблен­ ному» — 1851 г., «О, письма женщины нам милой!» — 1851 г.). Почти все эти стихотворения относятся к тем сложным, подчас мучительным, а подчас радостным душевным переживаниям, источником ко­ торых являлась любовь Некрасова и Па­ наевой. Однако и социальные мотивы не ис­ сякли в поэзии Некрасова этих лет. До­ статочно сослаться, в подтверждение, на замечательное стихотворение «Муза» (1851 г.), один из «литературных манифе­ стов» Некрасова, а котором он резко про­ тивопоставляет свою суровую демократи­ ческую музу, эту «печальную спутницу печальных бедняков, рожденных для тру­ да, страданья и оков» — «ласково поющей и прекрасной» музе романтического поэта. И все же, несмотря на подчеркнуто-де­ мократическую направленность этого сти­ хотворения, в нем есть ноты, без сомне­ ния рожденные эпохой реакции. Некрасов проявляет некоторое колебание в вопросе, каким же путем ему итти, ибо его муза то, охваченная желаньем «начать упор­ ный бой» «с неправдою людской», Кричала: мщение! и буйным языком В сообщники свои звала господень гром! то — «Прощай вратам своим!» шептала надо мной... Нет надобности доказывать, что путь борьбы «с неправдою людской», путь «мщения» ничего общего не имеет с пу­ тем христианского всепрощения. В 1852 г. эпоха «мрачного семилетия» еще далеко не была изжита, но к этому именно году относится событие, которое не могло не произвести сильнейшего впе­ чатления на Некрасова: скончался Гоголь, глава той литературной школы, которую так орастно, убежденно и последователь­ но проловедьгвал Белинский, к которой уже около 10 лет тому назад примкнул Некрасов. На смерть Гоголя Некрасов от­ кликнулся декларативным стихотворением «Блажен незлобивый поэт»', позволяющим утверждать, что если у Некрасова и были колебания, каким путем итти, то он быст­ ро их изжил. Если стихотворение «Муза» построено на противопоставлении двух глубоко раз­ личных муз (прием контраста — один из любимейших приемов художественного творчества Некрасова), то стихотворение «Блажен незлобивый поэт» построено на противопоставлении двух поэтов 2 . к пер­ вому из них «любящему беспечность и по­ кой», «гнушающемуся дерзкою сатирой», лира которого — «миролюбивая лира», Некрасов проявляет ироническое отноше­ ние. Все симпатии его на стороне другого поэта, — ...Чей благородный гений Стал обличителем толпь}, Ее страстей и заблуждений. Со всех сторон его клянут, И только труп его увидя. Как много сделал он поймут, И как любил он — ненавидя! 1 Н екрасов предполагал озаглавить это стихо­ творение .П ам яти Гоголя*, но цензура сняла это заглавие. 2 Х арактерно, что в начале V II главы I т. .М ер т­ вых душ* мы встречались с подоимым ж з н ротя- вопоставленш м двух поэго*. Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой. Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2