Сибирские огни, 1946, № 5-6
венская скука» и впоследствии была пе ределана Некрасовым а небольшую пьесу («Осенняя скука»), которая является луч шим его драматическим произведением. Однако роман «Три страны света» су щественно отличается от романа Гончаро ва. во-первых, тем’ что в нем, как и в романе о Троснихове, резко противопостав ляются все те же два мира — мир обез доленной городской бедноты и мир знат ных и богатых «хозяев жизни» (у Гон чарова этот мотив абсолютно отсутству ет) и, во-вторых, тем, что в нем с ис ключительным воодушевлением и подъ емом изображенье положительные свойства русского крестьянина (и этот мотив абсо лютно чужд не только '«Обыкновенной истории», но и всему творчеству Гонча рова). В уста героя романа Каютина, — а в этом случае его устами, бесспорно, говорит сам Некрасов, — автор вклады вает восторженный дифирамб в честь рус ского крестьянина, заканчивающийся сло вами: «Я. много люблю русского крестья нина, потому что хорошо его знаю. И кто, подобно многим нашим юношам, после обычной «жажды дел», впал в апатию, сидит, сложа руки, кого тревожат скеп тические мысли, безотрадные и бездоход ные, тому советую я, подобно мне, про катиться по раздольному нашему царству, побывать среди всяких людей, посмотреть всяких див... В столкновении с народом он увидит, что много жизни, здоровых и свежих сил- в нашем милом и дорогом отечестве, увидит, что все идет вперед... Усидит и устыдится своего бездействия, своего скептицизма, и сам, как русский человек, разохотится, расходится: откинет лень и положит посильный труд в сокро вищницу развития, славы и процветания русского народа»... В этих замечательных словах нашли •яркое выражение неразрывно, органически между собой связанные демократизм и патриотизм Некрасова, которым он ни когда не изменял и в последующем своем творчестве. Обращаясь к его стихам конца 40-х— начала 50-х годов, следует отметить, что среди них видное место занимает любов ная лирика («Если мучимый страстью мя тежной» — 1847 г., «Ты всегда хороша несравненно» — 1847 г., «Поражена поте рей невозвратной» — 1848 г., «Я посетил твое кладбище» — 1849 г., «Я не люблю иронии твоей» — 1850 г., «Да, наша жизнь текла мятежно» — 1850 г., «Так это шут ка? Милая моя» — 1850 г., «Мы с тобой бестолковые люди» — 1851 г., «Как вести о дороге трудной» — 1851 г., «Влюблен ному» — 1851 г., «О, письма женщины нам милой!» — 1851 г.). Почти все эти стихотворения относятся к тем сложным, подчас мучительным, а подчас радостным душевным переживаниям, источником ко торых являлась любовь Некрасова и Па наевой. Однако и социальные мотивы не ис сякли в поэзии Некрасова этих лет. До статочно сослаться, в подтверждение, на замечательное стихотворение «Муза» (1851 г.), один из «литературных манифе стов» Некрасова, а котором он резко про тивопоставляет свою суровую демократи ческую музу, эту «печальную спутницу печальных бедняков, рожденных для тру да, страданья и оков» — «ласково поющей и прекрасной» музе романтического поэта. И все же, несмотря на подчеркнуто-де мократическую направленность этого сти хотворения, в нем есть ноты, без сомне ния рожденные эпохой реакции. Некрасов проявляет некоторое колебание в вопросе, каким же путем ему итти, ибо его муза то, охваченная желаньем «начать упор ный бой» «с неправдою людской», Кричала: мщение! и буйным языком В сообщники свои звала господень гром! то — «Прощай вратам своим!» шептала надо мной... Нет надобности доказывать, что путь борьбы «с неправдою людской», путь «мщения» ничего общего не имеет с пу тем христианского всепрощения. В 1852 г. эпоха «мрачного семилетия» еще далеко не была изжита, но к этому именно году относится событие, которое не могло не произвести сильнейшего впе чатления на Некрасова: скончался Гоголь, глава той литературной школы, которую так орастно, убежденно и последователь но проловедьгвал Белинский, к которой уже около 10 лет тому назад примкнул Некрасов. На смерть Гоголя Некрасов от кликнулся декларативным стихотворением «Блажен незлобивый поэт»', позволяющим утверждать, что если у Некрасова и были колебания, каким путем итти, то он быст ро их изжил. Если стихотворение «Муза» построено на противопоставлении двух глубоко раз личных муз (прием контраста — один из любимейших приемов художественного творчества Некрасова), то стихотворение «Блажен незлобивый поэт» построено на противопоставлении двух поэтов 2 . к пер вому из них «любящему беспечность и по кой», «гнушающемуся дерзкою сатирой», лира которого — «миролюбивая лира», Некрасов проявляет ироническое отноше ние. Все симпатии его на стороне другого поэта, — ...Чей благородный гений Стал обличителем толпь}, Ее страстей и заблуждений. Со всех сторон его клянут, И только труп его увидя. Как много сделал он поймут, И как любил он — ненавидя! 1 Н екрасов предполагал озаглавить это стихо творение .П ам яти Гоголя*, но цензура сняла это заглавие. 2 Х арактерно, что в начале V II главы I т. .М ер т вых душ* мы встречались с подоимым ж з н ротя- вопоставленш м двух поэго*. Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой. Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2