Сибирские огни, 1946, № 5-6
тому что они не знают, что такое дро ва...» и т. д. Эти слова относятся к 1842 г., а в следующем году, 1843, Не красов создал свой роман о Тросникове, к которому почти целиком можно отне сти сказанное Белинским о «Парижских тайнах». Идеологическая доминанта и то го и другого произведения — резкое про тивопоставление двух социальных миров: мира «запуганной и задавленной», беспо щадно экоплоатируемой бедноты и мира властных я самодовольных представите лей экоплоатирующих классов. Было бы непозволительным упрощением вопроса ставить его .так: Некрасов прочитывает статью Белинского о «Парижских тай нах» — и под непосредственным ее влия нием создает роман о Тросникове. На Некрасова, само собой разумеется, кроме непосредственного влияния слов «учите ля», воздействовала вся общественная атмосфера 40-х годов, выдвигавшая соци альный вопрос, в частности социальные противоречия, на первый план. Ссылка на роман о Тросникове, круп нейшее из ранних произведений Некрасо ва, может быть подкреплена ссылками на целый ряд его стихотворений срединЩ и второй половины 40-х годов. Пламенное со чувствие к представителям обездоленной городской бедноты нашло себе выражение в стихотворениях «Пьяница» (1845 г.), «Когда из мрака заблужденья» (1845 г.), «Еду ли ночью по улице темной» (1847 г.), «Извозчик» (1848 г.), «На ули це» (1850 г.). Резко отрицательное отно шение ж эксплоататорам и угнетателям— в «Современной оде» (1845 г.), «Отрадно видеть» (1845 г.), «Колыбельная песня» (1845 г.), «Секрет» (1846 г.), «Нравствен ный человек» (1847 г.). В 40-ые годы Некрасов является пев цом, преимущественно, городской бедноты. Это особенно относится к его прозаиче ским произведениям, каковы «Без вести пропавший пиита», «Карета». «Жизнь Александры Иванозиы», «Жизнь и по хождения Тихона Троеникова» (в частно сти та глава этого романа, которая, под заглавием «Петербургские углы» была напечатана в форме отдельного очерка, «Повесть о бедном Климе» и мн. др. Однако и крестьянский вопрос, сводив шийся в те времена, преимущественно, к вопросу о крепостном праве, не выходит из поля его зрения, как он не выходит нз поля зрения и Белинского. Указание В. И . Ленина в его известной статье о «Вехах» на то, что настроение Белинско го в его знаменитом письме к Гоголю «зависело от настроения крепостных кре стьян», может быть с полным основанием отнесено и к Некрасову. Во всяком слу чае, уже в 40-ые годы им создан ряд стихотворений, в которых не только в чрезвычайно сочувственном свете обрисо ваны образы крепостных крестьян («В до роге» — 1845 г., «Огородник» — 1846 г., «Тройка» — 1846 г., «Вино» — 1848 г., «Вчерашний день, часу в шестом» — 1848 г.), но и подвергнуты жестокому са тирическому обстрелу помещики-крепост ники («Родина» — 1846 г., «Псовая охо та» — 1846 г.). Таким образам, уже в это время идей ный облик Некрасова, как поэта, вырисо вывается более или менее определенно. Стоя на уровне передовых идей 'современ ности и обладая в то же время неза урядным художественным талантом, он за воевывает себе широкие симпатии обще ства. Даже не слитком расположенный к Некрасову критик Ап. Григорьев, имея в виду как раз данную группу его стихо-' творений, вынужден был признать, что появление их в печати воспринималось, как общественные «события», что они «ударяли по сердцам с неведомою силой». Смерть Белинского (в мае 1848 г.) со впала с началом наиболее реакционного периода в истории русской общественно сти X IX в. Мог ли этот период но отразиться на поэзии Некрасова, хотя бы уже потому, что разработка целого ряда тем потеряла смысл за полною невозможностью прове сти их в печать? А затем, деморализация, охватившая русское общество -в эпоху «мрачного семилетия» и наложившая весь ма заметный отпечаток на настроения со- времешиковского кружка, понесшего пря- мо-ггаки незаменимую утрату в лице Бе линского, в какой-то мере коснулась н Некрасова. Наконец, в данном случае сказалось еще и то понижение интереса к стихам, которое, вообще говоря, состав ляет одно из характернейших явлений истории русской литературЦ этих лет: стихи явным образом теряли свой кредит, будучи вытесняемы «презренной», но го раздо более интересовавшей читательские массы, прозой. Как бы то ни было, но в самом конце 40-х и начале 50-х годов Некрасов пишет очень мало, а печатает еще меньше сти хотворений. Центральное место в его творчестве этого времени занимает написанный в со авторстве с Панаевой (Н. Станицким) о г ромный роман «Три страны света» {1848-— 1849 гг.). В нем проповедуется трезвое, реалистическое отношение к жизни. Сча стье дается только тому, кто умеет рабо тать, кто способен бороться с препятст виями. Деньги много значат в жизни, и человек, который наживает их честным трудом, заслуживает полного уважения. Одним словом, авторы «Трех стран све та» близки по своим идейным позициям Гончарову, первый роман которого («Обыкновенная история») только что (в 1847 г.) был напечатай в «Современнике». Подобно Гончарову, они склонны высоко ценить буржуазную деловитость!, противо полагая ее дворянскому ничегонеделанию. Одна из лучших глав романа, несомнен но принадлежащая Некрасову, а не Па наевой, резко разоблачает это дворянское ничегонеделание. Она называется «Дере 1 Н е забудем, что на этой же точке зрения стоял и Белинский.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2