Сибирские огни, 1946, № 5-6

тому что они не знают, что такое дро­ ва...» и т. д. Эти слова относятся к 1842 г., а в следующем году, 1843, Не­ красов создал свой роман о Тросникове, к которому почти целиком можно отне­ сти сказанное Белинским о «Парижских тайнах». Идеологическая доминанта и то­ го и другого произведения — резкое про­ тивопоставление двух социальных миров: мира «запуганной и задавленной», беспо­ щадно экоплоатируемой бедноты и мира властных я самодовольных представите­ лей экоплоатирующих классов. Было бы непозволительным упрощением вопроса ставить его .так: Некрасов прочитывает статью Белинского о «Парижских тай­ нах» — и под непосредственным ее влия­ нием создает роман о Тросникове. На Некрасова, само собой разумеется, кроме непосредственного влияния слов «учите­ ля», воздействовала вся общественная атмосфера 40-х годов, выдвигавшая соци­ альный вопрос, в частности социальные противоречия, на первый план. Ссылка на роман о Тросникове, круп­ нейшее из ранних произведений Некрасо­ ва, может быть подкреплена ссылками на целый ряд его стихотворений срединЩ и второй половины 40-х годов. Пламенное со­ чувствие к представителям обездоленной городской бедноты нашло себе выражение в стихотворениях «Пьяница» (1845 г.), «Когда из мрака заблужденья» (1845 г.), «Еду ли ночью по улице темной» (1847 г.), «Извозчик» (1848 г.), «На ули­ це» (1850 г.). Резко отрицательное отно­ шение ж эксплоататорам и угнетателям— в «Современной оде» (1845 г.), «Отрадно видеть» (1845 г.), «Колыбельная песня» (1845 г.), «Секрет» (1846 г.), «Нравствен­ ный человек» (1847 г.). В 40-ые годы Некрасов является пев­ цом, преимущественно, городской бедноты. Это особенно относится к его прозаиче­ ским произведениям, каковы «Без вести пропавший пиита», «Карета». «Жизнь Александры Иванозиы», «Жизнь и по­ хождения Тихона Троеникова» (в частно­ сти та глава этого романа, которая, под заглавием «Петербургские углы» была напечатана в форме отдельного очерка, «Повесть о бедном Климе» и мн. др. Однако и крестьянский вопрос, сводив­ шийся в те времена, преимущественно, к вопросу о крепостном праве, не выходит из поля его зрения, как он не выходит нз поля зрения и Белинского. Указание В. И . Ленина в его известной статье о «Вехах» на то, что настроение Белинско­ го в его знаменитом письме к Гоголю «зависело от настроения крепостных кре­ стьян», может быть с полным основанием отнесено и к Некрасову. Во всяком слу­ чае, уже в 40-ые годы им создан ряд стихотворений, в которых не только в чрезвычайно сочувственном свете обрисо­ ваны образы крепостных крестьян («В до­ роге» — 1845 г., «Огородник» — 1846 г., «Тройка» — 1846 г., «Вино» — 1848 г., «Вчерашний день, часу в шестом» — 1848 г.), но и подвергнуты жестокому са­ тирическому обстрелу помещики-крепост­ ники («Родина» — 1846 г., «Псовая охо­ та» — 1846 г.). Таким образам, уже в это время идей­ ный облик Некрасова, как поэта, вырисо­ вывается более или менее определенно. Стоя на уровне передовых идей 'современ­ ности и обладая в то же время неза­ урядным художественным талантом, он за­ воевывает себе широкие симпатии обще­ ства. Даже не слитком расположенный к Некрасову критик Ап. Григорьев, имея в виду как раз данную группу его стихо-' творений, вынужден был признать, что появление их в печати воспринималось, как общественные «события», что они «ударяли по сердцам с неведомою силой». Смерть Белинского (в мае 1848 г.) со­ впала с началом наиболее реакционного периода в истории русской общественно­ сти X IX в. Мог ли этот период но отразиться на поэзии Некрасова, хотя бы уже потому, что разработка целого ряда тем потеряла смысл за полною невозможностью прове­ сти их в печать? А затем, деморализация, охватившая русское общество -в эпоху «мрачного семилетия» и наложившая весь­ ма заметный отпечаток на настроения со- времешиковского кружка, понесшего пря- мо-ггаки незаменимую утрату в лице Бе­ линского, в какой-то мере коснулась н Некрасова. Наконец, в данном случае сказалось еще и то понижение интереса к стихам, которое, вообще говоря, состав­ ляет одно из характернейших явлений истории русской литературЦ этих лет: стихи явным образом теряли свой кредит, будучи вытесняемы «презренной», но го­ раздо более интересовавшей читательские массы, прозой. Как бы то ни было, но в самом конце 40-х и начале 50-х годов Некрасов пишет очень мало, а печатает еще меньше сти­ хотворений. Центральное место в его творчестве этого времени занимает написанный в со­ авторстве с Панаевой (Н. Станицким) о г­ ромный роман «Три страны света» {1848-— 1849 гг.). В нем проповедуется трезвое, реалистическое отношение к жизни. Сча­ стье дается только тому, кто умеет рабо­ тать, кто способен бороться с препятст­ виями. Деньги много значат в жизни, и человек, который наживает их честным трудом, заслуживает полного уважения. Одним словом, авторы «Трех стран све­ та» близки по своим идейным позициям Гончарову, первый роман которого («Обыкновенная история») только что (в 1847 г.) был напечатай в «Современнике». Подобно Гончарову, они склонны высоко ценить буржуазную деловитость!, противо­ полагая ее дворянскому ничегонеделанию. Одна из лучших глав романа, несомнен­ но принадлежащая Некрасову, а не Па­ наевой, резко разоблачает это дворянское ничегонеделание. Она называется «Дере­ 1 Н е забудем, что на этой же точке зрения стоял и Белинский.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2