Сибирские огни, 1946, № 5-6
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО В. ЕВГЕНЬЕВ-МАКСИМОВ Творческий путь Некрасова К 125-летию со дня рождения. Антагонисты Некрасова в критике и ли тературе любили называть его поэзию «поэзией журнальных мотивов», утверж дая, что он проповедьгоал-де в стихах то, что писали в своих статьях его сотова рищи по журнальной работе — Белинский, Чернышевский, Добролюбов. Они руково дились в данном случае полемическими целями: им казалось, что, стазя так во прос, они вконец развенчивают Некрасо ва, как поэта. Между тем, если говорить по существу, никакого развенчания здесь не было и не могло быть. Поэзия Некра сова, — действительно, «поэзия журналь ных мотивов». Но в каком смысле? В том, что ее содержание впитало в себя наиболее передовые идеи, проиоведывае- мые в журналах, в некрасовских журна лах, такими «светочами общественного са мосознания», которыми гордилась русская, а ныне гордится советская обществен ность, как Белинский, Чернышевский, До бролюбов. Некрасов в одной из своих «Последних песен» сказал: Мне борьба мешала быть поэтом, Песни мне мешали быть бойцом. Если под словом «борьба» он разумел журнальную борьбу, то вопрос поставлен им здесь неправильно. Нельзя отрицать, что журнальная борьба, поглощавшая ог ромное количество времени, требовавшая колоссального напряжения душевных сил, порождавшая сплошь да рядом такие впе чатления, которые, причиняя мучительные психические травмы, потрясали нервную си стему,— несколько ограничивала, несколь ко суживала поэтические возможности Некрасова, но это ограничение носило, преимущественно, внешний характер. Под ходя же к вопросу по существу, с внут ренней его стороны, нельзя не признать, что только в атмосфере журнальной борь бы, впитывая в себя, как только что ука зывалось, наиболее передовые идеи эпохи, отражая пеструю смену общественных со бытий, постоянные колебания обществен ного барометра, испытывая, попожденные этою сменою и этими колебаниями раз личные, иногда противоречивые настрое ния, подвергаясь ожесточенным напалкам журнальных врагов и нанося им, в св-чо очередь, сокрушительные удары, — Не- красов-поэт мог выработать те качества, которые сделали его поэзию тою, какою она представляется общественному созна нию. Некрасов был неправ, противопостав ляя в приведенном двустишии поэта бойцу, а бойца поэту. Сила его поэзии, ее неослабевающее обаяние как раз в том и заключается, что он был и поэтом и бойцом одновременно. Его можно и должно называть поэтом-бойцом с не меньшим основанием, чем мы называем его поэтом-гражданином. Поэт-боец, поэт- гражданин, это ведь одно и то же. Ка кой гражданин, живущий в эпоху, ха- растеризуемую напряженной социальной борьбою, может уклониться от участия в этой борьбе, независимо от того, облада ет ли он поэтическим даром или чет?!.. Проследим же основные этапы много трудного поэтического пути Некрасова. В 40-е годы он только тогда поднялся до уровня истинного поэта, когда воспри нял идеи, апостолом и провозвестником которых бЯл Белинский. Ставя вопрос та ким образом, мы вовсе не хотим сказать, что здесь все определила необычайно яр кая индивидуальность Белинского. Не в одной индивидуальности Белинского тут дело, а в том, что Белинскому, в боль шей мере, чем кому-либо другому, суж дено было сделаться проводником тех идей, которые были выдвинуты эпохой. Этп идеи оплодотворили поэзию Некра сова, помогли ему создать такие произ ведения, которые сразу же привлекли внимание к нему широких читательских масс. , В год своего знакомства с Некрасовым Белинский в статье о романе Евгения Сю «Парижские тайны» писал: «автор хотел представить развратному, эгоистическому, обоготворившему златого тельца обществу зрелище страданий несчастных, осужден ных на невежество и нищету, а невеже ством и нищетою — на порок и преступ ления». И далее: «автор водит читателя по тавернам и кабакам, где собираются убийцы, воры, мошенники, распутные женщины, — по тюрьмам, в больницы, в дома умалишенных, по чердакам и под валам, где скрываются бедные семейства, кпуглый год бледные от голода и изну рения, а зимою дрожащие от стужи, по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2