Сибирские огни, 1946, № 5-6
Вот почему четвертая сталинская пята. л еж а , уже осуществляемая, дает индуст рии Новосибирска очень большую про грамму, заключающую в себе основы еще большего ее роста в дальнейшем. В предстоящем пятилетии расширяется Новосибирский металлургический зазод, работающий на металле, получаемом из Кузбасса — он поставляет прокат для многочисленных машиностроительных пред приятий и будет также выпускать сне. циаяыную листовую сталь; достраивается оловянный завод. На его примере можно лишний раз убедиться, как сдвиг промыш ленности на Восток обогащается все но выми и новыми связями: сырье Восточной ■Сибири — оловянные концентраты — пе рерабатывается в Новосибирске, а. цветзые металлы из Новосибирска идут на Урал и в центральные районы СССР. Восточная Сибирь получает теперь машины не толь ко из Центра, но и из Западной Сибири— Новосибирска, что втрое ближе. В новой пятилетке будет построен тре тий по счету в городе станкостроительный завод, расширяется завод «Тяжстаякогид- ропресс» — гордость новосибирской инду стрии. Завод начал свою работу с выпуска простейших прессов давлением в 100—200 тонн, а будет делать мощные парогидрав лические прессы давлением в 800 тоня. Этот станкостроительный гигант воору жает машиностроительную индустрию За падной Сибири и Урала. Его продукцйо ж дут заводы тяжелого машиностроения, су достроения, турбостроения. Карусельный станок марки завода предназначается для паровозостроительных предприятий, осваи вающих производство паровозов «Победа». Третьей отраслью машиностроения Ново сибирска является оптика и точная меха ника (приборостроение), представляет ко торую завод им. Ленина — крупнейшее в городе предприятие. Наконец, сильно развивается в новой пятилетке и электротехника. ©едущее, крупнейшее предприятие Н о восибирска — завод Оибеельмаш образует теперь, вместе с Красноярским заводом комбайнов и Алтайским тракторным заво дом, тот треугольник предприятий сель хозмашиностроения, который должен укре пить материальную базу «пшеничной Сяби ри». Этот комбинат будет производить комбайновые моторы, тракторные и конные сеялки, сложные молотилки, культиваторы и другие сельскохозяйственные машины. Новосибирск становится важным цент ром транспортного ма иг н о с т р о с пи я и авто мобилестроения. Новосибирский автомо бильный завод — плавная стройка города в пятилетием плане. Ожидается, что уже е 1948 г. с конвейера Новосибирского ав тозавода сойдут первые тысячи грузовых автомобилей, а к концу пятилетки п р о и з в о д с т в о развернется на п о л н у ю м о щ н о с т ь . Впервые в Союзе Новосибирский автозавод будет выпускать для нужд Сибири маши ны с дизельным мотором, грузоподъемно стью в 3,5 тонны. Перед крупными машиностроительными заводами открываются большие возможно сти и для производства продукции т а р о кого потребления. Уже сейчас сверх о с новной продукции изготовляют велосчпе* ды, радиоприемники, электролампы, хозяй ственную посуду, скобяные изделия н ряд других товаров. В подъеме материально-культурного уровня трудящихся важное место займут текстильный и трикотажный комбинаты, запроектироваи.ные в плане новой пяти летки. Эти предприятия уже в конце пя тилетки будут выпускать в' массовом ко личестве бязь, бельевой и платьевой ма териал, трикотаж. Большие работы наме чены также по расширению и строитель ству новых производственных цехов на р я де действующих предприятий гонада. Сильное развитие получит местная и коо перативная промышленность, которая п 1950 г. даст продукции на сумму, равную сумме валовой продукции всей индустрии города за 1940 г. Сегодняшний Новосибирск — это ле только1 центр крупного машиностроения и металлообработки, но и важнейший в Си бири город пищевой и легкой индустрии. Такие предприятия города, как крупней шие в Союзе мельничный, мясной и жи ровой комбинаты, большая группа заводов и фабрик по производству масла, молоч ных продуктов, хлеба, пива, ликеров в вина, кондитерских изделий, — доста точно характеризуют разнообразную струк туру пищевой индустрии Новосибирска. Л егкая промышленность города также предста 1 влева довольно крупными пред приятиями, — такими, как обувная фабри ка им. Кирова, хромовый завод, завод жестких кож, швейная фабрика им. ЦК швейников и д;р. Предприятия пищевой промышленности, заводы и фабрики легкой индустрии с каж дым годом все больше и больше увели чивают свои производственные программы. Характерную панораму индустриального города, раскинувшегося более чем на де сяток километров по Оби, образуют его промышленные районы — Кировский, П ер вомайский, Дзержинский, с десятками фаб ричных труб и типичными контурами теп лоэлектроцентралей. Далеко видны театр, •самый большой из всех провинциальных театров в стране, вокзал, самый большой после Москвы и Ленинграда. И наряду с ними, уже на дальних подступах к rojo- ду, перед глазами путника встают башни огромного элеватора, построенного над а ту. не войны и перерабатывающего в год зер на значительно больше, чем проходило его через Новосибирск в 1915 г. по всем ж е лезнодорожным и водным путям. Новоси бирск остается центром громадного сель скохозяйственного района, а его машино строительная индустрия только укрепляет связи города с сельскохозяйственным про изводством. Новосибирск часто сравнивают с Харь ковом. И тот и другой находятся у выхо дов из районов угольной и металлургич®-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2