Сибирские огни, 1946, № 5-6

Вот почему четвертая сталинская пята. л еж а , уже осуществляемая, дает индуст­ рии Новосибирска очень большую про­ грамму, заключающую в себе основы еще большего ее роста в дальнейшем. В предстоящем пятилетии расширяется Новосибирский металлургический зазод, работающий на металле, получаемом из Кузбасса — он поставляет прокат для многочисленных машиностроительных пред­ приятий и будет также выпускать сне. циаяыную листовую сталь; достраивается оловянный завод. На его примере можно лишний раз убедиться, как сдвиг промыш­ ленности на Восток обогащается все но­ выми и новыми связями: сырье Восточной ■Сибири — оловянные концентраты — пе­ рерабатывается в Новосибирске, а. цветзые металлы из Новосибирска идут на Урал и в центральные районы СССР. Восточная Сибирь получает теперь машины не толь­ ко из Центра, но и из Западной Сибири— Новосибирска, что втрое ближе. В новой пятилетке будет построен тре­ тий по счету в городе станкостроительный завод, расширяется завод «Тяжстаякогид- ропресс» — гордость новосибирской инду­ стрии. Завод начал свою работу с выпуска простейших прессов давлением в 100—200 тонн, а будет делать мощные парогидрав­ лические прессы давлением в 800 тоня. Этот станкостроительный гигант воору­ жает машиностроительную индустрию За­ падной Сибири и Урала. Его продукцйо ж дут заводы тяжелого машиностроения, су­ достроения, турбостроения. Карусельный станок марки завода предназначается для паровозостроительных предприятий, осваи­ вающих производство паровозов «Победа». Третьей отраслью машиностроения Ново­ сибирска является оптика и точная меха­ ника (приборостроение), представляет ко­ торую завод им. Ленина — крупнейшее в городе предприятие. Наконец, сильно развивается в новой пятилетке и электротехника. ©едущее, крупнейшее предприятие Н о­ восибирска — завод Оибеельмаш образует теперь, вместе с Красноярским заводом комбайнов и Алтайским тракторным заво­ дом, тот треугольник предприятий сель­ хозмашиностроения, который должен укре­ пить материальную базу «пшеничной Сяби ри». Этот комбинат будет производить комбайновые моторы, тракторные и конные сеялки, сложные молотилки, культиваторы и другие сельскохозяйственные машины. Новосибирск становится важным цент­ ром транспортного ма иг н о с т р о с пи я и авто­ мобилестроения. Новосибирский автомо­ бильный завод — плавная стройка города в пятилетием плане. Ожидается, что уже е 1948 г. с конвейера Новосибирского ав­ тозавода сойдут первые тысячи грузовых автомобилей, а к концу пятилетки п р о и з ­ в о д с т в о развернется на п о л н у ю м о щ н о с т ь . Впервые в Союзе Новосибирский автозавод будет выпускать для нужд Сибири маши­ ны с дизельным мотором, грузоподъемно­ стью в 3,5 тонны. Перед крупными машиностроительными заводами открываются большие возможно­ сти и для производства продукции т а р о кого потребления. Уже сейчас сверх о с­ новной продукции изготовляют велосчпе* ды, радиоприемники, электролампы, хозяй­ ственную посуду, скобяные изделия н ряд других товаров. В подъеме материально-культурного уровня трудящихся важное место займут текстильный и трикотажный комбинаты, запроектироваи.ные в плане новой пяти­ летки. Эти предприятия уже в конце пя­ тилетки будут выпускать в' массовом ко личестве бязь, бельевой и платьевой ма­ териал, трикотаж. Большие работы наме­ чены также по расширению и строитель­ ству новых производственных цехов на р я ­ де действующих предприятий гонада. Сильное развитие получит местная и коо­ перативная промышленность, которая п 1950 г. даст продукции на сумму, равную сумме валовой продукции всей индустрии города за 1940 г. Сегодняшний Новосибирск — это ле только1 центр крупного машиностроения и металлообработки, но и важнейший в Си­ бири город пищевой и легкой индустрии. Такие предприятия города, как крупней­ шие в Союзе мельничный, мясной и жи­ ровой комбинаты, большая группа заводов и фабрик по производству масла, молоч­ ных продуктов, хлеба, пива, ликеров в вина, кондитерских изделий, — доста­ точно характеризуют разнообразную струк­ туру пищевой индустрии Новосибирска. Л егкая промышленность города также предста 1 влева довольно крупными пред­ приятиями, — такими, как обувная фабри­ ка им. Кирова, хромовый завод, завод жестких кож, швейная фабрика им. ЦК швейников и д;р. Предприятия пищевой промышленности, заводы и фабрики легкой индустрии с каж ­ дым годом все больше и больше увели­ чивают свои производственные программы. Характерную панораму индустриального города, раскинувшегося более чем на де­ сяток километров по Оби, образуют его промышленные районы — Кировский, П ер­ вомайский, Дзержинский, с десятками фаб­ ричных труб и типичными контурами теп­ лоэлектроцентралей. Далеко видны театр, •самый большой из всех провинциальных театров в стране, вокзал, самый большой после Москвы и Ленинграда. И наряду с ними, уже на дальних подступах к rojo- ду, перед глазами путника встают башни огромного элеватора, построенного над а ту. не войны и перерабатывающего в год зер­ на значительно больше, чем проходило его через Новосибирск в 1915 г. по всем ж е­ лезнодорожным и водным путям. Новоси­ бирск остается центром громадного сель­ скохозяйственного района, а его машино­ строительная индустрия только укрепляет связи города с сельскохозяйственным про­ изводством. Новосибирск часто сравнивают с Харь­ ковом. И тот и другой находятся у выхо­ дов из районов угольной и металлургич®-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2