Сибирские огни, 1946, № 5-6
надо... А корова есть, — и при упомина нии о корове она впервые за все время улыбнулась. Мы проследили за ее глаза ми и увидели корову, небольшую, призе мистую, с длинной, почти лохматой шер стью, с маленьким выменем. Она стояла в дыму специально разложенного для нее костра, спасавшего ее от комаров. Ж ен щина снова нахмурилась. — И с коровой горе: комар заедает. Доишь в дыму, а он все руки изъест, все вымя изъест, корова не стоит, молоко ды мом пахнет, а сколько комара процедишь... Медведь близко. Боишься — вот-вот за режет. Лодки у нас еще нет, сено на ни зовой стороне. Сена не припасли, что бу дет. Говорят и так .весной таловыми вет ками кормят, шибко зима длинная, не на пасешься... Женщина помолчала и, понизив голос, сказала: — Бхали на пароходе, один сказал: «Три версты до ада». Оно и верно, покор- чуй-ка ее, эту тайгу, прокорми здесь ско тину, а без навоза здесь никуда. То был 1925 г. Далекое прошлое для советской истории. В это далекое прош лое отошли глухие углы тайги, одинокие поселенцы, слезами поливавшие карлико вые участки земли, отвоеванной адским трудом от тайги. * * * Грузовая машина останавливается у во рот Колпашевокой пароходной пристани. Веселый молодой паренек, шофер селек ционной станции, с несвойственным для шоферов радушием, открывает мне дверцу е кабину и забрасывает мои вещи в ку зов. На машине по Нары-му я еду впер вые. Проезжаем Колпашево — широкие ули цы с одноэтажными домиками, затем де ревню Матьянгу, за эти годы совершенно уже слившуюся с Колпашевом, и вот мы на шоссе. Какая широкая дорога. Машина мчится быстро и если бы не тайга справа, не болото слева, да еще не этот чудный воздух: смесь запаха пихты, богульни-ка и воды — непередаваемый аромат тайги, — кто бы поверил, что это Нарым. -— А что, эта тайга далеко идет? — спрашиваю я шофера. — Тайга, как тайга, где ей кран... — ф-вечает он эпически. Тайга Как тайга... Дорога, огибая боло то, делает большой полукруг и подходит к самому лесу. Высокие и пышные темно- эеленые кедры перемежаются с пирами дальными, стройными елями. Густые за росли кустарников, а направо — огромное болото почти до самого берега Матьянги, одной из многочисленных проток Оби, Высокие кочки с кустарниками голубики, пахучий богульник и... вода. Эта (вода просачивается, выходит на дорогу, пре рывает ее огромной лужей и течет даль ше в тайгу. Машина легко проходит по воде и начинает замедлять ход — дорога делается песчаной, местность дальше не сколько поднимается, делается холмистой, несомненный дюнный ландшафт рассти лается передо мной, и мы въезжаем в живописный лес, который быстро редеет. За ним виднеется поселок Нарымской гос- селекционной станции. " Это сначала одна длинная улица рабоче го поселка, одноэтажные домики с цвета ми на окнах, с пышными огородами и тайгой «а задах. Как хороши эти огоро ды, в которых на фоне девственной тай ги, под шатрами кедров, рдеют маки. (Проехав под 'деревянной аркой, мы по падаем на территорию станция. Деревян ные коттеджи, кладовые, теплицы разбро саны среди бесконечных полей зацветаю щего картофеля, цветущего мака и под солнуха,* ч дальше — широкое зеленое поле хлебов и только где-то далеко на горизонте тяжелая бархатная кайма тайги... * * * За большим письменным столом дирек торского кабинета сидит человек среднего возраста, широкоплечий, крепко околочен ный, в рубашке цвета хаки. Мягко вол нистые светлые волосы откинуты с ши рокого лба. Лицо открытое со спокойны ми серыми глазами. Это Иван Власьевич Карпович, научный работник станции, лауреат Сталинской премии, замещающий директора станции М. И. Нагорного на время его команди ровки. Вот что рассказал мне Иван Власьевич, когда на утро следующего дня мы нача ли осмотр станции: — Вы ехали -сюда нашей дорогой от Колпашево? Хорошая, правда? Раньше здесь не было проезжей дороги даже для лошадей. В Нарыме знали только один опо-соб сообщения — водой на обла-сках, а зимой тоже по реке — по льду на са нях. Правда, В. Ильинку (следующий от «ас поселок) с Колпашево соединяла ког да-то верховая тропа. На месте, где те перь станция, росла густая тайга. В 1932 г. приехало 25 человек. Раскинули палат ки, зажгли костры от гнуса, выкорчевали почти вручную несколько метров леса. И началась борьба с тайгой. Прежде -всего п-роложили до-рогу. Не такая она была широкая и ровная, как сейчас: колдоби ны, ухабы, пни и деревья по самой сре дине дороги. Но по ней уже потянулись обозы: продукты, оборудование, а, глав ное, корчевальные машины. В 1938 г. уже было выкорчевано 14 га. Выкорчевывали тайгу отдельными лоску тами. Ло-скут от лоскута отделяли изго роди из пней. Непроходимые. Затем побе дило «степное настроение» — корчевать подряд. Сделали «степь» — 140 га сво бодного от леса пространства. Высохли болота, отступил комар. В 1933 г. здесь была Нарымская полевод ческая, затем и животноводческая станция, и, наконец, в 1937 г. организована госу дарственная опытная селекционная стан ция. Когда только начали работать, зде-сь было всего несколько домов, и постройки, упирались в тайгу. МЦ идем от крыльца станции прямо на юг. — Видите, левее нас «парк», — показы вает мне Иван Власьевич на остров тайги между • полями. — Это, конечно, еще не настоящий парк, настоящего сделать не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2