Сибирские огни, 1946, № 4

опытного автомобиля. Наши молодые ра­ бочие усиленно учатся. Будущему заво­ ду нужно много специалистов. Сейчас мы готовим группы чертежников, токарей, слесарей. < Строители ж е автозавода расскажут: —- Наша главная задача подготовить здания для монтажа оборудования вспомо­ гательных цехов: инструментального, ме­ ханического, литейного, экспериментально­ го, автобазы, складов для материалов. Недавно мы закончили отделку одного из зданий под большое общежитие для строителей. В начале ноября собираемся сдать в зксллоатацгао котельную. Это большая работа. Мы должны установить только металлических конструкций 150 тонн. Мы должны установить дымовую трубу высотой 45 метров и диаметром 2,5 метра. В такой трубе, если бы она л еж а ­ ла на земле, самый высокий человек мо­ жет ходить не сгибаясь. Но это еще не все: к зиме нам надо отремонтировать, а местами вновь перекрыть 25 тысяч квад­ ратных метров кровли... Есть у строителей еще одна^ большая работа: это строительство жилищ. Если подсчитать всех будущих автозаводцев, с членами: их семей, то окажется, что это население большого города! Д ля автозаводцев строится огромный поселок. Каким он будет? Слабое пред­ ставление об этом дает строящийся сей­ час квартал № 29. По углам квартала бу­ дут стоять четыре трекэтажных тридцатга- квартнрных дома, вдоль улиц восемь двадцатиквартирных домов. Внутри квар­ талу — здания для двух общежитий, д е т ­ ских яслей и детского садика. Поселок будет с зелеными насаждениями, а все кзартиры с электричеоагм освещением, водопроводом, канализацией. Широкая шоссейная, асфальтированная дорога про­ тянется от завода к поселку. Автозавод займет площадь в 230 гекта­ ров. Только основные его цехи будут за ­ нимать площадь в 300 тысяч квадратных метров. Чтобы иметь представление о том. какая большая работа будет сделана, на­ зовем несколько цифр. В 1947—‘1948 г.г., когда будет наибольший размах работ, строители должны будут создать из 215 тысяч кубических метров бутового камня, гцебня, гравия, из 75 тысяч тонн цемента, из 358 тысяч тоня шлака, 215 тысяч ку ­ бических метров леса и многих других ма­ териалов заводские здания и сооружения. Для строительства потребуется более ста миллионов кирпичей и более 20 мил­ лионов шлакоблоков. Чтобы остеклить все окна, потребуется 300 тысяч квадратных метров стекла. Чтобы освоить такие огромные массы материалов, нужна высокая механизация всех трудоемких процессов. На площадке будут работать экскаваторы, тракторные лопаты, краи-дерики, башенные краны, бульдозеры, камнедробилки, бетономешал­ ки... Д ля транспортировки строительных материалов на площадке должны работать 6 паровозов и 240 вагонов широкой колен, 3 паровоза и 7 мотовозов уз'хой колеи. Трехтонных грузовиков должно быть око ­ ло 160, лесовозов до 30 и тракторов боль­ ше 20 . Новосибирский автозавод будет одним из крупнейших предприятий нашей страны с высоко-механизированным поточным про­ изводством. Основу завода будут состав­ лять три мсхано-сборочньпх цеха: моторов, шаоси и агрегатов. В цехе агрегатов бу­ дут изготовляться: нагнетатели, регулято­ ры, компрессоры. Как будет конвейеризи­ ровано производство, можно видеть напои- мере цеха шасси. Здесь будут конвейеры подачи литья, поковок, сборки передяях осей, задних мостов, рулей, редукторов и главный конвейер сборки всей машины. Длина главного конвейера — до 200 мет­ ров. Он .рассчитан на производство 30 ты­ сяч автомашин в год. Три литейных: серого, ковкого и цвет­ ного литья, две кузницы, прессовый будут снабжать меха-но-сборочные цехи литьем и поковками. Сорок тысяч тонн поковок и столько же литья должны ежегодно обра­ батываться на металлорежущих станках. На вывозку стружки из механических це­ хов ежедневно необходимо подавать до 12 вагонов. Первый автомобиль будет выпущен Но­ восибирским автозаводом в конце 1948 го­ да. Сто грузовиков «ЗИС-253» в сутки— вот его проектное задание. Инж. А. ШМАКОВ. Томский Университет в четвертой пятилетке З а 66 -летний период своего существова­ ния Томский университет обогатил науку многими открытиями, получившими всеоб­ щее признание. Ряд работ ученых Том­ ского университета .в области естественных и точных наук — геологии, зоологии, бо­ таники, физики, математики — стали клас­ сическими и прочно вошли в арсенал ми­ ровой науки. Теперь задача состоит в том, чтобы не только продолжить, но и расширить и раз­ лить дальше эту славную традицию уни­ верситета, превратив его в крупный центр науки в Западной Сибири. В настоящее время университет имеет в своем составе семь факультетов, физико- технический научно-исследовательский ин­ ститут, ботанический сад, научную биб-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2