Сибирские огни, 1946, № 4

Ш В П Ш Ю н г н а ПО СИБИРИ Первый сибирский автозавод Автомобильный транспорт и автомобиль­ ная промышленность развились в нашей стране за годы сталинских пятилеток. Когда окончилась гражданская война, во всей стране насчитывалось немного боль­ ше 17.000 автомобилей. В 1924 году на московском заводе АМО изготовили первые 10 советских автомоби­ лей. Они участвовали в демонстрации 7 ноября на Красной площади в Москве. В 1926 году их изготовили уж е 425, а через год — 580. Это было начало советского автомобилестроения. •Прошли годы сталинских пятилеток. В 1938 году наша промышленность дала стране уже более 200 тысяч автомобилей. По выпуску грузовых машин мы заняли второе место в мире и первое в Европе. К началу Отечественной войны в народ­ ном хозяйстве нашей страны работало уже 700 тысяч грузовых и 100 тысяч легковых автомашин. Большую службу сослужили они Красной армии. Тысячи «газиков» и «зисов» прошли многотрудный путь от Сталинграда до Берлина. Еще в те дни, когда шли бои за Ста­ линград, товарищ Сталин дал указание приступить к проектированию новой легко­ вой автомашины. Теперь ее называют «ЗИС-110». Эта превосходнейшая по своим качествам семиместяая машина развивает скорость до 140 километров в час. Она — первая из тек, что в четвертой пятилетке должны притти на смену конструктивно ' устаревшим «газикам», «зисам» и «эмкам». В 1946 году начался выпуск новьгх ма­ шин. За пятилетие в автомобильную про­ мышленность будет вложено около четы­ рех миллиардов рублей. К «старым» за­ водам — московскому им. Сталина, Горь- ко'вскому, Ярославскому, Уральскому при­ дут на помощь новые: Днепропетровский, Минский, Новосибирский и др. В 1950 го ­ ду наша- Родина получит 428 'тысяч - гру­ зовиков и 65,6 тысяч легковых автомоби­ лей. •Ha смену «ЗИС-КМ» придет «ЗИС-110». Вместо «эмки» на улицах и площадях го­ родов появится «Победа». Пять пассажи­ ров, удобно разместившись в комфорта­ бельной кабине, могут ехать на этой ма­ шине со скоростью 1,10 километров в час. Широкое распространение получит «Моск­ вич». Это небольшая, подвижная малолит­ ражка с четырьмя пассажирами развивает скорость до 90 километров в час. Увеличивается тоннаж грузовых машин. Вместо старых марок «ГАЗ-АА», «ЗИС-5» и «ЯГ- 6 » будут выпускаться пять марок грузовиков от двухтонного «ГАЗ-63», со всеми ведущими колесами, до «ЯАЗ-200»е дизель-мотором, грузоподъемностью до 7 тонн. Для сибиряков большой интерес пред­ ставляет грузовик «ЗИС-253»,. Он будет изготовляться на Новосибирском автоза­ воде. Из года в год будет расти количество автомашин в нашей стране. И з года в год будет расти расход бензина. Его необхо­ димо экономить, чтобы не растрачивать нефтяные богатства страны. В современ­ ной технике наиболее «экономным» счи­ тается двигатель Дизеля: он работает на дешевом тяжелом топливе — нефтяных маслах. Он имеет меньший удельный рас­ ход горючего на одну лошадиную силу в час, чем карбюраторные, бензиновые двига­ тели. Вот почему на грузовике «ЗИС-253» установлен трежцилиндровый двухтактный двигатель Дизеля, вместо бензинового мо­ тора. Дизель-мотор грузовика «ЗИС-253», имея мощность в 83 лошадиных силы, расхо­ дует 25 литров горючего на 100 километ­ ров пути. Это на 37 процентов меньше по сравнению со старыми машинами. «ЗИС- 253» может везти 3 тонны груза по просе­ лочным дорогам и 4 тонны по дорогам, крытым асфальтом или камнем, со ско ­ ростью до 65 километров в час. Грузовик хорошо приспособлен для пе­ ревозки грузов большого объема: сена, дров, торфа,. Площадь его кузова равна 8 квадратным метрам. Это значительно больше, чем у его собратьев — грузовых машин «ЗИС-5» и «ГАЗ-АА». За высокими белыми домами у края большой сосновой рощи, временным дере­ вянным забором огорожен большой участок земли. Это площадка будущего автозавода. Что сейчас делается на- этой площадке? На этот вопрос можно получить два от­ вета. Если будут отвечать те. кто счи­ тают себя «настоящими» автозаводцами, то они скажут: — Мы занимаемся сейчас приемом и монтаж,ем оборудования. В одном из зд а ­ ний устанавливаются станки для будущих инструментального и экспериментального цехов. Ведется подготовка к сборке

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2