Сибирские огни, 1946, № 4
вращающего речь травмированному испугом рабочему, и в качестве окулиста, делаю- * щего сложнейшую операцию на роговице глаза, хотя до этого он никогда не дер жал в руках ножичек Грете; и в качестве гинеколога, делающего открытие в пато-, физиологии и спасающего женщину от смерти; и хирурга, делающего операцию под гипнозом; и терапевта, спасающего человека от безнадежно запущенной пнев монии и т. д. А в том, что каждая из этих побед сваливается на голову читате ля, как г,ром с ясного неба. Мы не видим политического нарастания элементов овла дения профессией, нас берут в свидетели каждый раз гари новом качественном скач ке, и мы воспринимаем его, как атракцион. Бзятъ хотя бы эпизод с операцией под гипнозом над Коржайиновым, Мы ни разу не наблюдали ни одного случая даже простейшей психо-терапии в практике Андрея и вдруг по наитию, по чистому вдохновению молодой врач решает, из-за невозможности •применить обезболивание, загипнотизировать такого человека как Коржавинов. Единственная неудача постиг ла его в случае с молниеносной скарла тиной у взрослого человека, так ведь это все равно, что легочная чума, т. е. случай безвыходный, как правило. Почему же удивляется герой, что за ним укрепляется репутация чудотворца? «Спас, спас!» — со злостью и отвращением передразнивал о й . .. Почему вокруг работы инженера, плоти» ка, электромонтера, пекаря, наконец, нет всей этой патоки чувствоизлипний». Да по тому, что те, кто говорили! «Спас, спас!» точно так же, как и читатель, видели только ослепляющие, как удар молнии, удачи Андрея, и ие видели медленного и трудного процесса количественного нако пления опыта. Поневоле вспомнишь суво ровское: «Помилуй бог, сегодня счастье, завтра счастье, дайте когда-нибудь и ума». Автор собрал все самое лучшее в прак тике своего героя, а как оно возникло по казал недостаточно убедительно — не сумел вскрыть черты обычного в необыч ном и превращение обычного в необычное. А в этом суть подлинного искусства. Но дело не только в том, что автор неумело возвеличивает своего героя, он еще рев ниво оберегает его от всяческого влияния со стороны. Андрей д о всего доходит сво им умом, своим трудом, собственными уси лиями. Старый опытный врач Андронов любит Савельева, но он его не учит. Мы не видим ни единого случая копда бы Андронов вывел его из затруднения, на толкнул на правильное решение. А это просто невероятно. Без врачебной среды молодой врач не может нормально расти. Отдавая все ту ж е дань увлечению ха* рактером своего героя, автор, часто не замечая этого, ставит его в ложное поло жение. (Так, в самом начале романа сцена, в которой Андрей едва не погибает во время пурги, написана так, как пишутся трагические финалы. У искусства есть свои законы. Нельзя показывать одинако во и человека нырнувшего, чтобь$ всплыть и человека, камнем идущего ко дну, хотя вода и того и другого внешне поглощает совершенно одинаково. Разница в самочув ствии человека, в его способности бороть ся со стихией. У Югова же в эпизоде- пурги цель и средства явно не соразмерен- ны. Ж елая с самого начала показать ге роя с наилучшей стороны, он ставит его п явно безвыходное положение, чтобы «ис пытать его силы». Вот он заблудился. Вот уже выбился из сил, ibot уж е засыпа ет в сугробе... Но воля берет верх и «осторожно ступая, он «обрел» и, конечно, набрел на жилье — иначе бы роман не состоялся. В результате автор просто попугал чи тателя, заставил его цопусту волноваться, и цель осталась не достигнутой из-за явно го пережима приема. В глазах читателя Андрей предстал не человекам сильной воли, способным на отчаянную борьбу, а просто счастливо избежавшим смерти го рожанином, едва не погибшим из-за соб ственного сумасбродства, так как он отпу стил возчика, самонадеянно взявшись до браться до прииска по незнакомой ему д о роге ночью и в пургу. 'Страсть к сильным эффектам — одна из слабостей автора. Он часто ставит своему герою препятствия там и так, где и как они совершенно не работают ни на сюжет, ни на раскрытие образа. Причем все эти препятствия, по большей части, внешние, то это пурга, то стальной канат, едва не оторвавший голо ву герою, то ночная тайга, в которой блуждает Андрей, то никому ненужная джигитовка, кончающаяся опасным паде нием Савельева с лошади. Придумывая всякие внешние эффекты для раскрытия образа героя, автор вместе с тем оставляет в тени, целый ряд дей ствительно важных обстоятельств той борь бы, участником которой является Савельев. Так, картина нравов я быта золотой тайги 1929 г. нарисована очень смутно. С одной стороны вредительство изображе н о 'к а к самовольные действия Дурасова,. вербующего дураков, вроде Крайде, так, за здорово живешь, согласившегося на ри скованнейшую диверсию, с другой стороны —какие-то смутные намек» на вредитель ский центр в области и вдруг совершенно неожиданное исключение Кострова из пар тии не ставленниками этого центра в об ласти, а его же членами, бюро райкома. Тут политическая наивность автора пере ходит всякие границы. Такой опытный » закаленный политический боец, как Кост ров,, в руководимом им райкоме не мог оказаться в меньшинстве. Его мог исклю чить только вышестоящий партийный ор ган, захваченный врагами народа. Чего же стоят Костров, как большевик, если у него под носом, в его собственном доме, враг стал хозяином? Д ля центральной идеи книги, это, конечно, только эпизод, но эпи зод, заставивший всю пятую часть романа переключить в авантюрно-приключенчески*' план. Случилось это потому, что в первых четырех частях главное внимание автора было поглощено разработкой характера Андрея, а когда эта задача оказалась вы полненной, пришлось наспех решать целый ряд задач, развязывать все сюжетные узлы, устраивать судьбы десятка персонажей. Не увлекись автор к, концу романа ро камболем, Костров вырос бь( у него в дей ствительно обаятельный и глубоко чело-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2