Сибирские огни, 1946, № 4
„Бессмертие 44 В золотоносный таежный район, но пос леднему санному пути весны 1929 г., на лихих конях ямщика Никифора Таймыня, едут молодой врач Андрей Савельев и юрист Леонид Дурасов. Андрей едет в э тайгу работать разъездным врачом, Л е онид Дурасов — на лето погостить и по охотиться к своей сестре, жене главного инженера Союззолота, Степановой. С пер вого же взгляда бросается в глаза резкая противоположность характеров этих двух людей. Андрей собранный, целеустремлен ный, немного абстрактный романтик, Леонид — могучий, тренированный, быва лый человек, властный и . циничный, привыкший подчинять себе людей, но чем-то отгороженный от жизни. Чи татель ждет, что эти-то два человека и |займут центральное место в> романе, как два достойных противника. Но этого не случилось:* Очень скоро выясняется, что Леонид Дурасов балбес и пошляк, а к концу романа и вредитель и возможно д а же эмиссар вредительской организация, присланный для подрывной работы в совет ском Клондайке. Центральной фигурой по вести является Андрей Савельев. Шаг за шагом жизнь развенчивает его юношеские представления о золоте и золотоискателях, закаляет характер, освобождая его от черт эгоцентрической за(м.кнутости, напускной мальчишеской суровости и аскетизма, от всего того абстрактно-романтического, вы думанного благородства, которое вычиты вается умными гимназистами из книг, и терпит такое страшное крушение в столк новении! с жизнью. Так бывало всегда раньше. iB жизнь вы ходил неопытный юноша с запасам школь ных абстрактно-гуманных идеалов. Жизнь безжалостно разбивала в черепки хру стальный ш р его представлений и даль ше у одних начиналось примирение с капиталистическим свинством частной собственности и буржуазным чистоганом, у других, более цельных в непримиримых натур — разочарование, отчаяние, моральная катастрофа. Югов поставил перед собой очень интересную и благодарную задачу — показать, как в социалистической стране абстрактно-романтический гуманизм такого юнца не только не терпит поражения, но одухотворяемый всем строем жизни мужа ет и превращается в зрелый пролетарский гуманизм, истинно человечный, открываю щий молодому романтику «коммунизма -естество и плоть». Причем к коммунизму Савельев приходит истинно «через данные своей науки». Профессионально совершен ствуясь, формируясь, как врач, он вместе с тем принужден гораздо' глубже, чем раньше, всматриваться в общественные от ношения, людей и все отчетливее опоеде- лять свое место в происходящей борьбе классов. Очень убеждает Савельева то, что его профессиональные интересы и за дачи совпадают с интересами и за дачами той борьбы, которую ведет секре 1 А. Югов. Бессмертие. Роман. «Совет ский писатель», 1946 г. тарь райкома партии Костров за внедрение социалистических принципов во все сторо ны жизни. Люда, которые были Андрею вначале симпатичны, становятся ему врага ми, а те, кто вызывал в нем внутренний протест своей резкостью и прямотой, ка завшимися ему бесцеремонностью и же стокостью — становятся его друзьями, а он их соратникам. Процесс формирования социалистической личности — главное в повести, ;все осталь ное лишь фон. Причем процесс этот пока зан конкретно, убедительно. Совершенству ясь в своей профессии, на глазах вырастая в талантливого врача, Андрей все глубже понимает неразрывную связь между своей борьбой с человеческими страданиями и борьбой, которую ведут коммунисты против общественных недугов. iHo дело не только в том, что у них общие задачи, что для достижения положительных результатов в своей деятельности врачу нужны то же качество характера, та же самоотвержен ность, твердые знания, смелый риск и чув ство ответственности за творимое дело, что и политическому борцу типа Кострова. Дело еще и ® том, что у них одни я те же врали — алчность, тупое себялюбие, чванливое невежество, глубокая чуждость к человеческому страданию, праздность, презрение к народу. Благородное значение книги Югова в ее романтической приподнятости, ® страстном утверждении веры в силу созидания, зна ния, творческого дерзания. Эта вера станет внутренней опорой для многих молодых интеллигентов, в деревне особенно, где они часто предоставлены самим себе. У Андрея Савельева профессиональной смелости, риску, упорной борьбе за совер шенствование в своей профессии будут учиться молодые врачи, и агрономы, и учителя, и ®се те, для кого служение на роду — это и профессия, и долг чести, и Страстная любовь. «Я ж с небес поэзии бросаюсь в коммунизм, потому что нет мне без него любви» ■— эти слова Маяковского могли бы заслуженно стать эпиграфом к книге Югова. Положительно и в высшей степени одоб рительно относясь к замыслу книги, и при знавая ее высокую силу идейного воздей ствия, необходимо решительно подчеркнуть целый ряд ее принципиальных художест венных неудач и недостатков Путь Андрея от. неопытного врача, только что покинув шего аспирантский семинар, до главного врача санитарной службы огромного золо тоносного района показан не всегда убе дительно. В своем романтическом порыве, в своем увлечении образом смелого, дерз кого молодого ученого, автор не замечает того, что, рисуя его внутренний рост, сбивается то и дело на сенсачию. Мы в е рим, что Андрей хорошо подготовлен, что он талантлив и смел, но цепь непрерывных удач в решении самых неожиданных вра чебных проблем превращает уже каждую последующую удачу в атракиида. Между ними нет накопления опыта. Не в том бе да, что Андрей с одинаковым блеском выступает и в качестве психиатра, воз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2