Сибирские огни, 1946, № 4

«облачен и расстрелян. «Да, конечно, это приключенческая повесть!» — скажет чи­ тател ь при беглом просмотре ее. Но более близкое ознакомление убеж­ дает, что в «Подруге каучука» нет само­ го главного, без чего приключенческий жанр теряет право на существование, — мет увлекательного, острого сюжета. Действие развертывается вяло, безжиз­ ненно. "Мы с первых же страниц дога­ дываемся, что Кузьма Горденев — это и есть диверсант, а еще через недолгое время наша догадка превращается в уве­ ренность. Повесть Рябчикова и Карпаче- вой, написанную трафаретным, бледным языком, читать утомительно и неинтерес­ но. Авторы делают множество отступле­ ний от основной линии развития событий Отступления эти нудные, сухие, как бы выписанные из какого-нибудь техническо­ го учебника, и порой кажется, что авторы решили от приключенческой повести пе­ рейти к популярному изложению некото­ рых вопросов промышленности. На 78-й странице, например, инженер Павел Иванович, пришедший в гости к герои­ не произведения Наташе, за чаем рас­ сказывает: «Для того, чтобы сделать плащ и шину, нужно затратить еще ткань: шелковую или хлопчатобумажную, но са­ мое главное — в резине, в каучуке и са­ же. Резина употребляется очень широко. Поглядите вокруг. Если прекратить вы­ пуск резины — остановятся миллионы а в ­ томобилей, не смогут взлетать со своих аэродромов самолеты, армия не получит надувных резиновых лодок и понтонов, не из чего будет сделать противогазные маски, без приводных ремней остановятся трансмиссии, не будет лент для конвей­ еров, придется ходить без галош и боти яок, и даж е грудные ребята начнут пла­ кать 1 — не будет сосок и игрушек. Я пе­ речислил вам еще не все предметы, дл я которых требуется резина. Сапоги электриков, подошвы из искусственной ко­ жи, плащи маляров, детали танков, детали радио и электроаппаратуры — требуют резины...» и так далее на протяжении 4-х страниц! На 96-й странице инженер Сережа после того, как он обучил Н ата­ шу стирать и выжимать белье, читает ей лекцию об образовании болотного газа— метана. На 101-й странице в совершенно неподходящей для этого обстановке (при трудном переезде Через болото) он опять так ж е cvxo и вяло рассказывает о неф­ ти. На 107-й и 108-й страницах лекцию ■о бурении Наташе читает буровой мастер Стуков и т. д. В изображении Е. Рябчикова и С Кар- пачевой немец-шпион слаб и глуп. Он на каждом шагу выдает себя. Более того, он как бы рекламирует свою псина длок- «к»?ть к немецкой разведке. Кузьма то и дело строит злые гримасы, бросает на Н а ­ ташу и других бешеные, страшные или молниеносные взгляды и т- а. Нестерпимый штамп в изображении д и ­ версанта — второй серьезный недостаток произведения. «Подруга каучука» — ц е ­ ликом, от начала и до конца шаблонное произведение. Шаблонно его начало, р а з ­ витие действия и концовка. Шаблонея об ­ раз немецкого диверсанта, а изображен­ ные автором поразительно недальновидны ми и примитивными советские люди дол гое время не могут раскусить, что это— диверсант. Шаблонны все остальные дей­ ствующие лица — Наташа, Павел Ивано­ вич, Сережа. Положения, в которые они ставятся, так же шаблонны. Авторы даж е попыток не делают, чтобы диференциро- вать их речь. Внутренний мир героев не намечен. Это не живые люди, а мертвые схемы. «Подруга каучука» — пример крайне н е ­ требовательного подхода редакционной коллегии альманаха к печатаемым произ­ ведениям. Неуважение к читателю видно в неряшливом редактировании сборника', в большом количестве опечаток и т. п. Безрадостное впечатление от альманаха «Енисей» несколько сглаживается циклом стихов Игнатия Рождественского, стихами Казимира Лисовского и рассказами Сер­ гея Сартакова. Стихи Игнатия Рож дест ­ венского — о ленинских местах в Сиби­ ри. В них хорошо выражено теплое, лю ­ бовное отношение народа к своему вождю В. И. Ленину. О стихах Казимира Лисовского мы поз­ воляем себе лишь упомянуть, так как им посвящена развернутая рецензия Л. Л е ­ вина. Рассказы Сергея Сартакова о бывалом сибиряке Алексее Худоногове будут встречены читателем с благодарностью. Алексей Худаноров — давно уже известен сибирскому читателю. Сартаков показал своего героя и в обстановке довоенной и на фронте. Показал его возвращение до­ мой. В альманахе помещены рассказы «Сын», «Утренний свет». Первый из них печатался и ранее и, несмотря на некото­ рую растянутость (особенно при описания того, как Худоногов выбирался из лоси­ ной ямы, куда он упал, идя в разведку), был хорошо принят и читателями и крити­ кой. Рассказ «Утренний свет» мы читали впервые. Он также оставляет приятное впечатление. В нем повествуется о том, как Алексей и Катюша находят своего «сьУнка» Василька. Перед нами снова встают обпазы хороших советских людей, умеющих быть и беспощадными к врагу, и нежными к друзьям. Алексей и К атю ­ ша Худоноговы — рядовые, но замеча­ тельные люди. Миллионами таких людей сильна советская земля. Такие произведения — свидетельство того, что красноярские писатели могу г делать свой альманах «Енисей» гораздо лучше, чем они его делают сейчас. Аи. ДРЕМОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2