Сибирские огни, 1946, № 4
лом отношении. Покорившись этому влия нию, Лисовский воспроизвел в своих сти хах мотивы, может быть, ему и не свой ственные. Эта печальная участь с неиз бежностью постигнет каждого молодого поэта, беззаботно относящегося к своему идейному вооружению. Сопротивляться чуждым влияниям может лишь тот моло дой писатель, который энергично трудится над выработкой своего мировоззрения, над овладением идейным богатством марксиз ма-ленинизма. В лирических стихах Лисовского много места уделено традиционной теме разлу ки с любимой. Я третий год по северу скитаюсь В таежных неизведанных краях, Но ты всегда со мной, моя простая, Любимица, капризница моя. Это — просто плохие стихи, и было бы ещ е полбеды, если бы дело ограничилось «ми. Вслед за процитированными строками появляется, конечно, вариация испытанной лирической формулы, бесконечно знакомой по сотням фронтовых стихов: «Где бы я ни был, ты веЗде со мной». Только вме сто привычного фронтового: «Иду ли я а разведку», «сижу ли я в кювете», у Лисовского находим: «Плыву ли я», «спешу ли я»... Но вот взамен старой формулы «между нами поля и снега» возникает новый ва риант: «Между нами — дни тоски», и эта тема неожиданно начинает шириться и расти. Так возникает одно из самых по рочных стихотворений Лисовского — «Стихли крики чаек говорливых». Здесь, на тихом, берегу залива, Я прощаюсь, молодость, с тобой. ...Что мне вспомнить? Горечи, удачи? Дни без солнца? Ночи без огня? ...С кем же мне печалью поделиться, Рассказать о черных днях тоски? Есть нечто раздражагоще-ненатуральное в явно преждевременном прощании с мо лодостью, которое предпринимает молодой поэт. Достаточно было встать ,в эту тра гическую по замыслу, но надуманную по существу позу (да еще «на тихом бербпу залива»!), как сами собой потянулись «дни бее солнца», «ночи без опия» и т. д. В результате же — . доподлинно упадоч ное стихотворение, далеко уводящее поэ та в сторону от путей развития советской поэзии. Столь же порочным является стихоо-во рениа «Сколько раз я прощался с тобою» (Поэт обращается к городу, в котором он провел «детство, юность и молодость». Чувства, испытываемые поэтом, надо ск а зать, лишены ясности. С одной стороны, этот город —- «как первое прикосновенье милых губ на весеннем и благословенном ветру». С другой стороны, он — «друг вероломный и давний испытанный не друг». С одной стороны, поэт благодарен городу за то, что он .научил его «видеть и слышать, и чувствовать — щедро, и среди пустоцветов искать золотые цветы» С другой стороны, — «сколько раз, него дуя , я клялся, что больше не в силах даж е видеть тебя, даж е слышать тебя». Во всяком случае желчный и мститель ный тон, которым поэт разговаривает с воспитавшим его городом, по меньшей мере ничем не оправдан. Речи, которые «древнему городу, возникшему в сибир ском бескрайнем просторе», приходится выслушивать от вскормленного им поэта Казимира Лисовского, не только неблаго дарны, они — оскорбительны. Остальные стихи, вошедшие в цикл «Мыс Прощания», не вызывают такого энергичного протеста, но не могут выз вать и сочувствия. Все они вполне во вла сти мнимой поэтичности. «Трепетный свет», «черемуха в цвету», «лесная песня», «звездная капель», «горькая напрасная слеза», «путеводной звезды огонек», «ко лыбельная песнь океана», «трепещущий парус» — все это, может быть, кажется Лисовскому необыкновенно поэтичным. На самом ж е деле употребление средств т а кого рода придает стиху отнюдь не по этичность, а разве лишь красивость. Среди многих недостатков музы Лисов ского, о которых шла речь в этой статье, не должно быть забыто и досадное не умение чувствовать разницу между под линной поэтичностью и поэтичностью мнимой. Л . Л Е ВИН . ,,Енисей 44 На обложке литературно-художествен- аого альманаха красноярских писателей мы читаем — «Енисей». Вспоминая переезд через богатырскую сибирскую реку, А. П. Чехов писал: «Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!». Пророческая мечта великого русского писателя в наше время осуществилась. И поэтому, раскрывая альманах, читатель хочет увидеть в нем изображение этой «полной, умной и смелой жизни», этой но вой жизни советских людей в Сибири. Но, к сожалению, в произведениях рецензи руемой_ книги н-е заметно умения видеть это рожденное социализмом новое, а по рой заметно стремление живописать сибир скую глухомань, пока еще, сохранившуюся на далеких окраинах. Многоцветная со временная жизнь, чувствования и стремле ния колхозников, рабочих, интеллигенции Сибири в альманахе отображения почти не находят. В рассказах Николая Устиновича люди показаны вне времени. «Мимоходом» '■—
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2