Сибирские огни, 1946, № 4

Книга открывается, например, стихотво­ рением «Сапный след», в котором также найдено поэтическое выражение темы. Поэт хочет показать, как во время войны советское крестьянство снабжало армию всем необходимым и, в первую очередь, хлебом. Об этом написано немало — и в стихая и з прозе. Лисовкжий показывает это на одной поэтической детали. Февраль­ скими ночами в занесенном снегом лесу асе время виден санный след. Самая злая еыюга бессильна, замести его. П од порошей он едва приметен- Вьюга замела его, а он Возникает снова на рассвете. На рассвете, кем-то проторен. Это мужики из ближнего колхоза подъ ­ езжают с хлебом к станции. В стихотво­ рении почти нет обычных в таких случаях риторических разглагольствований «вдоль темы». Удачно найденный поэтический об­ раз, конкретный и зримый, помог, поэту убедительно решить нелегкую задачу. Военной теме так или иначе посвящены стихи «Вперед, солдаты Польши» (это стихотворение в свое время было напеча­ тано в «Правде» и положено на музыку в польских национальных частях), «Счастье», «Памятник Щетивкину», «Голос Москвы», «Чарду», «Увачан ед ет на фронт», «Спаси­ бо, мать, за такого сына!», «Невероятным кажется тебе», «Возвращение». Эти стихи различны по своим поэтическим достоин­ ствам. Среди них есть л откровенно с л а ­ бые («Счастье», «Возвращение») и не впол­ не удавшиеся (таково стихотворение «Чар­ ду», задуманное неплохо, но оставшееся на уровне поэтического очерка). Однако общее значение этих стихов в книге по­ казывает, что Казимир Лисовский не толь­ ко не остался в стороне от военной темы, но и в меру своих сил всячески старался найти для нее наиболее яркое идейно-ху­ дожественное воплощение. С военной темой тесно соприкасаются в книге Лисовского стихи о крайнем Севе- Ре и его людях. Так, например, два сти­ хотворения об эвенке Иннокентии Увала- не, ставшем Героем Советского Союза, по ­ священы изображению того, как люди со ­ ветского севера брали оружие м вступали в бой с врагом. Традиционно-экзотическая северная тема сама по себе не слишком привлекает Лисовского. Впрочем, некото­ рую дань ей он все ж е отдает: По снегам, по путям скитаний, Промелькнув голубым песцом. Блеск .полуночный, блеск сияний Озаряет мое лицо. Обойтись без обязательных во всех сти­ хах такого рода «голубых песцов» Лисов­ ский все-таки не смог. Это, повидимому, так же невозможно, как в стихах о Сиби­ ри обойтись без кедров и без уподобле­ ния их кондовым и твердым волей сиби­ рякам. Кстати сказать, Лисовский также не избежал ни того, ни другого. Бесчис­ ленных упоминаний о кедрах в самых разных стихах ему было недостаточно, и он написал специальное епмхотеоренг-е «Кедр» с непременным в таких случаях выводом: «Я в нем сибирскую породу по этой стати узнаю». Апелляция к кедрам, как мощному средству изобразительности, приобретает особенно назойливый характер в разделе «Курейка, станок рыбацк.ш».. «Кедр смолистую ветвь простер», «и сл у ­ шаю величавый приземистых кедров шум», «кедры о нем, как и встарь, шумят», «на­ рода благословенье.... зеленому кедрачу», «ветви кедров, шумя, повторяют их»... Не слишком ли много кедров для тоех стихотворений, составляющих этот раздел? 3 Отказавшись от псевдо-поэтической эк­ зотики, Лисовский, видимо, стремился Со­ средоточить свое внимание на изображе­ нии людей советского севера. Это стрем­ ление осуществилось лишь внешним обэа- зом. В большинстве случаев Лисовский ограничивается зарифмовыванием слов, ко ­ торые при всей своей правильности и зна­ чительности, все ж е не поднимаются д о уровня поэзии. 'В стихотворении «Братство» Лисовский хотел рассказать о неразрывной дружбе, связывающей русского человека с эвенком и тавгийцем. Странствуя по крайнему севе­ ру, поэт в • каждом селеньи и в каждом чуме «находил теплоту привета». В этом я вяжу наш облик новый, В этом л вижу кровное братство. Братство, которое в час суровый Вышло за счастье свое сражаться. Братство, которое в дни невзгоды- Кровью отстаивало навеки Право на труд и право на отдых, Честь и достоинство человека. Братство,, которое и т. д. Все это очень правильно сказано. Но. увы, никакого отношения к поэзии это не имеет. «Братство, которое...» Это язык д о ­ клада, а не стихотворения. Остается толь., ко пожалеть, что .у советскогб поэта не нашлось настоящих слов для того, чтобы рассказать о братстве пародов, населяю­ щих нашу великую Родину. Таковы и многие другие стихи Лисов­ ского о советском севере. Они слишком описательны. Их нельзя назвать безидей- ными, но эт,а идейность не нашла доста­ точно яркого художественного выражения. В таких стихах, как «Северная весна» и «Санный след» идея стала, достоянием поэзии. К сожалению, этого нельзя ска: зать про многие другие стихи, принадле­ жащие к тому же циклу. Лисовскому никак нельзя отказать в любви к северу. Я влюблен в названья этих рак — ГОдукш. Учами, Кочумдек... Эти строки не являются только декла­ рацией. Лисовский подчас находит очёяъ точные слова для того, чтобы передать неповторимое своеобрааие крайнего севера: Он весь похож немножко. Н а снега глыбу, Ом весь пропах мО)рошкой. Песцом да рыбой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2