Сибирские огни, 1946, № 4
Книга открывается, например, стихотво рением «Сапный след», в котором также найдено поэтическое выражение темы. Поэт хочет показать, как во время войны советское крестьянство снабжало армию всем необходимым и, в первую очередь, хлебом. Об этом написано немало — и в стихая и з прозе. Лисовкжий показывает это на одной поэтической детали. Февраль скими ночами в занесенном снегом лесу асе время виден санный след. Самая злая еыюга бессильна, замести его. П од порошей он едва приметен- Вьюга замела его, а он Возникает снова на рассвете. На рассвете, кем-то проторен. Это мужики из ближнего колхоза подъ езжают с хлебом к станции. В стихотво рении почти нет обычных в таких случаях риторических разглагольствований «вдоль темы». Удачно найденный поэтический об раз, конкретный и зримый, помог, поэту убедительно решить нелегкую задачу. Военной теме так или иначе посвящены стихи «Вперед, солдаты Польши» (это стихотворение в свое время было напеча тано в «Правде» и положено на музыку в польских национальных частях), «Счастье», «Памятник Щетивкину», «Голос Москвы», «Чарду», «Увачан ед ет на фронт», «Спаси бо, мать, за такого сына!», «Невероятным кажется тебе», «Возвращение». Эти стихи различны по своим поэтическим достоин ствам. Среди них есть л откровенно с л а бые («Счастье», «Возвращение») и не впол не удавшиеся (таково стихотворение «Чар ду», задуманное неплохо, но оставшееся на уровне поэтического очерка). Однако общее значение этих стихов в книге по казывает, что Казимир Лисовский не толь ко не остался в стороне от военной темы, но и в меру своих сил всячески старался найти для нее наиболее яркое идейно-ху дожественное воплощение. С военной темой тесно соприкасаются в книге Лисовского стихи о крайнем Севе- Ре и его людях. Так, например, два сти хотворения об эвенке Иннокентии Увала- не, ставшем Героем Советского Союза, по священы изображению того, как люди со ветского севера брали оружие м вступали в бой с врагом. Традиционно-экзотическая северная тема сама по себе не слишком привлекает Лисовского. Впрочем, некото рую дань ей он все ж е отдает: По снегам, по путям скитаний, Промелькнув голубым песцом. Блеск .полуночный, блеск сияний Озаряет мое лицо. Обойтись без обязательных во всех сти хах такого рода «голубых песцов» Лисов ский все-таки не смог. Это, повидимому, так же невозможно, как в стихах о Сиби ри обойтись без кедров и без уподобле ния их кондовым и твердым волей сиби рякам. Кстати сказать, Лисовский также не избежал ни того, ни другого. Бесчис ленных упоминаний о кедрах в самых разных стихах ему было недостаточно, и он написал специальное епмхотеоренг-е «Кедр» с непременным в таких случаях выводом: «Я в нем сибирскую породу по этой стати узнаю». Апелляция к кедрам, как мощному средству изобразительности, приобретает особенно назойливый характер в разделе «Курейка, станок рыбацк.ш».. «Кедр смолистую ветвь простер», «и сл у шаю величавый приземистых кедров шум», «кедры о нем, как и встарь, шумят», «на рода благословенье.... зеленому кедрачу», «ветви кедров, шумя, повторяют их»... Не слишком ли много кедров для тоех стихотворений, составляющих этот раздел? 3 Отказавшись от псевдо-поэтической эк зотики, Лисовский, видимо, стремился Со средоточить свое внимание на изображе нии людей советского севера. Это стрем ление осуществилось лишь внешним обэа- зом. В большинстве случаев Лисовский ограничивается зарифмовыванием слов, ко торые при всей своей правильности и зна чительности, все ж е не поднимаются д о уровня поэзии. 'В стихотворении «Братство» Лисовский хотел рассказать о неразрывной дружбе, связывающей русского человека с эвенком и тавгийцем. Странствуя по крайнему севе ру, поэт в • каждом селеньи и в каждом чуме «находил теплоту привета». В этом я вяжу наш облик новый, В этом л вижу кровное братство. Братство, которое в час суровый Вышло за счастье свое сражаться. Братство, которое в дни невзгоды- Кровью отстаивало навеки Право на труд и право на отдых, Честь и достоинство человека. Братство,, которое и т. д. Все это очень правильно сказано. Но. увы, никакого отношения к поэзии это не имеет. «Братство, которое...» Это язык д о клада, а не стихотворения. Остается толь., ко пожалеть, что .у советскогб поэта не нашлось настоящих слов для того, чтобы рассказать о братстве пародов, населяю щих нашу великую Родину. Таковы и многие другие стихи Лисов ского о советском севере. Они слишком описательны. Их нельзя назвать безидей- ными, но эт,а идейность не нашла доста точно яркого художественного выражения. В таких стихах, как «Северная весна» и «Санный след» идея стала, достоянием поэзии. К сожалению, этого нельзя ска: зать про многие другие стихи, принадле жащие к тому же циклу. Лисовскому никак нельзя отказать в любви к северу. Я влюблен в названья этих рак — ГОдукш. Учами, Кочумдек... Эти строки не являются только декла рацией. Лисовский подчас находит очёяъ точные слова для того, чтобы передать неповторимое своеобрааие крайнего севера: Он весь похож немножко. Н а снега глыбу, Ом весь пропах мО)рошкой. Песцом да рыбой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2