Сибирские огни, 1946, № 4

Библиография О поэтичности подлинной и мнимой 1 1 Среди стихов, составивши* клиру Кази­ мира Лисовского, мне хотелось бы выде­ лить стихотворение «Северная весна». Это не значит, что оно является лучшим в книге. Напротив, я мог бы назвать стихи Лисовского более совершенные в поэтиче­ ском отношении. Но в этом стихотворении есть нечто такое, чего лишены многие другие стихи, вошедшие в книгу. Поэтому на нем и следует остановиться особо. На тропинка* таежного края Слынгу звонкого мая шаги. Снова зори горят не сгорая Над зеленым прибоем тайги. Такова первая строфа стихотворения. Она невольно заставляет насторожиться. «Звон­ кий май», «зори», «зеленый прибой тай­ ги»... Эти образы и этот поэтический ритм мы уж е где-то встречали. Быть может, в ранних романтических стихах Виссариона Саянова? Впрочем, привычные агтрвбуты мнимой поэтичности давно уж е стали на­ столько общим достоянием, что по отно­ шению к ним любые ассоциации одинако­ во уместны. Так или иначе возникает реальное опа­ сение, что. стихотворение Лисовского, ос ­ нащенное всеми аттрибутами мнимой поэ­ тичности, окажется еще одной вариацией иа знакомые нейтрально-пейзажные темы. Однако уже вторая строфа стихотворения показывает, что в данном случае это не так. Поэт действительно любуется карти­ нами пробуждающейся к жизни северной природы. Он .видит, как в небе полукру­ гом летят лебедя. Но при этом им овладе­ вают чувства, далеко уводящие его от элегического созерцания красот природы: Не лететь им весной лебединой Так привольно, когда бы не ты, Ты, погибший в степях Украины З а крылатый простор высоты. Именно на этом мотиве и построено стихотворение. «Ты, погибший в полях под Москвою за весенние эти цветы», «ты, по­ гибший за юности зори на Карпатских вер­ шинах крутых». В результате стихотворение становится действительно поэтичным, но не потому, что в нем упоминаются «юности зори» (это как раз целиком остается на совести 1 Казимир Лисовский «Северная весна», Новосибгиз. 1946 г. автора), а потому, что в основу его поло­ жена истинно человеческая и безусловно поэтическая мысль. Безвестные герои, пав­ шие смертью храбрых в жестоких битвах Отечественной войны, жизнью своей з а ­ платили за то, чтобы вновь мирно расцве­ тала природа, (прилетали птицы с веселого юга и, пробиваясь из-под снега, шумели весенние ручьи. Тем самым «Северная весна» перестает быть нейтральной пейзажной картиной. Стихотворение выражает те чувства и мыс­ ли, которые не могут не волновать к аж ­ дого советского человека, (Встречающего первую — д а и не только первую — мир­ ную весну. Разве можно в эти весенние дни, когда все говорит о возрождении к жизни, не вспомнить с великой скорбью и великой благодарностью простых и чест­ ных до конца советских людей, пожертво­ вавших собой во имя весны человечества! Лисовский заканчивает свое стихотаоре- иие следующими словами: В этом высшая честь и награда, Что -в смертельный решающий час У пылающих стен Сталинграда Ты весну человечества спас. Таким образом, стихотворение, озаглав­ ленное «Северная весна», становится свое­ го рода гимном героическим советским яюдям‘ ценою жизни отстоявшим весну пе только для своей Родины, но и для всего человечества. Я отнюдь не считаю, что столь благо­ родная и возвышенная тема нашла в этом стихотворении поэтически законченное вы­ ражение. Нельзя не ощутить, что соб­ ственный замысел оказался непосильным для Лисовского. Подлинно-поэтическое во­ площение этого замысла порою подменяет­ ся формально-риторическим его выраже­ нием. В то же время мне хотелось выделить «Северную весну», ибо в этом стихотворе­ ний Лисовский ищет пути к истинной поэ­ тичности в том ее понимании, какое долж ­ но быть свойственно советскому поэту. 2 Стихотворение «Северная весна» не яв­ ляется в книге Лисовского счастливым исключением. Поэт часто обращается к военной теме, да и может ли быть иначе? Ведь решительно все стихи, вошедшие в книгу, написаны во время войны и ерззу после ее окончания.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2