Сибирские огни, 1946, № 4
Библиография О поэтичности подлинной и мнимой 1 1 Среди стихов, составивши* клиру Кази мира Лисовского, мне хотелось бы выде лить стихотворение «Северная весна». Это не значит, что оно является лучшим в книге. Напротив, я мог бы назвать стихи Лисовского более совершенные в поэтиче ском отношении. Но в этом стихотворении есть нечто такое, чего лишены многие другие стихи, вошедшие в книгу. Поэтому на нем и следует остановиться особо. На тропинка* таежного края Слынгу звонкого мая шаги. Снова зори горят не сгорая Над зеленым прибоем тайги. Такова первая строфа стихотворения. Она невольно заставляет насторожиться. «Звон кий май», «зори», «зеленый прибой тай ги»... Эти образы и этот поэтический ритм мы уж е где-то встречали. Быть может, в ранних романтических стихах Виссариона Саянова? Впрочем, привычные агтрвбуты мнимой поэтичности давно уж е стали на столько общим достоянием, что по отно шению к ним любые ассоциации одинако во уместны. Так или иначе возникает реальное опа сение, что. стихотворение Лисовского, ос нащенное всеми аттрибутами мнимой поэ тичности, окажется еще одной вариацией иа знакомые нейтрально-пейзажные темы. Однако уже вторая строфа стихотворения показывает, что в данном случае это не так. Поэт действительно любуется карти нами пробуждающейся к жизни северной природы. Он .видит, как в небе полукру гом летят лебедя. Но при этом им овладе вают чувства, далеко уводящие его от элегического созерцания красот природы: Не лететь им весной лебединой Так привольно, когда бы не ты, Ты, погибший в степях Украины З а крылатый простор высоты. Именно на этом мотиве и построено стихотворение. «Ты, погибший в полях под Москвою за весенние эти цветы», «ты, по гибший за юности зори на Карпатских вер шинах крутых». В результате стихотворение становится действительно поэтичным, но не потому, что в нем упоминаются «юности зори» (это как раз целиком остается на совести 1 Казимир Лисовский «Северная весна», Новосибгиз. 1946 г. автора), а потому, что в основу его поло жена истинно человеческая и безусловно поэтическая мысль. Безвестные герои, пав шие смертью храбрых в жестоких битвах Отечественной войны, жизнью своей з а платили за то, чтобы вновь мирно расцве тала природа, (прилетали птицы с веселого юга и, пробиваясь из-под снега, шумели весенние ручьи. Тем самым «Северная весна» перестает быть нейтральной пейзажной картиной. Стихотворение выражает те чувства и мыс ли, которые не могут не волновать к аж дого советского человека, (Встречающего первую — д а и не только первую — мир ную весну. Разве можно в эти весенние дни, когда все говорит о возрождении к жизни, не вспомнить с великой скорбью и великой благодарностью простых и чест ных до конца советских людей, пожертво вавших собой во имя весны человечества! Лисовский заканчивает свое стихотаоре- иие следующими словами: В этом высшая честь и награда, Что -в смертельный решающий час У пылающих стен Сталинграда Ты весну человечества спас. Таким образом, стихотворение, озаглав ленное «Северная весна», становится свое го рода гимном героическим советским яюдям‘ ценою жизни отстоявшим весну пе только для своей Родины, но и для всего человечества. Я отнюдь не считаю, что столь благо родная и возвышенная тема нашла в этом стихотворении поэтически законченное вы ражение. Нельзя не ощутить, что соб ственный замысел оказался непосильным для Лисовского. Подлинно-поэтическое во площение этого замысла порою подменяет ся формально-риторическим его выраже нием. В то же время мне хотелось выделить «Северную весну», ибо в этом стихотворе ний Лисовский ищет пути к истинной поэ тичности в том ее понимании, какое долж но быть свойственно советскому поэту. 2 Стихотворение «Северная весна» не яв ляется в книге Лисовского счастливым исключением. Поэт часто обращается к военной теме, да и может ли быть иначе? Ведь решительно все стихи, вошедшие в книгу, написаны во время войны и ерззу после ее окончания.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2