Сибирские огни, 1946, № 4
силах помочь, а чувство меры и художе ственный вкус уже изменяют ему. Что увидел Ив. Шухов в колхозной деревне накануне Великой Отечественной войны, каких людей, какие дела, какие мысли и чувства? Главные герои этого «накануне» комсомольцы-колхозники Митя и Надень ка настолько поглощены своей любовью, что не замечают, что их окружает беспро светный, застойный мир жирной, торжест вующей плоти. Снимите некоторые совет ские термины и внешние обозначения, — и в картине, написанной Шуховым, пред станет кулацкая свадьба в кондовой си бирской станице: «залетные тройки гне дых»—«под невесту», а «под (родню—с - с полдюжины выездных рысаков», «очу мевшие от звона бубенчиков и залихват ского гиканья кучеров» кони (№ !, стр. ,88—89), стелы, «заваленные снедью», чет вертные бутыли» водки, дикая пьяная гульба с «бесстыжими» плясками, а зихре, «бабьих подолов», — чем, в самом деле, не свадьба в кулацком доме до 1917 года? Описание торжества сверхсыто-й и пьяной плоти — кульминационная точка повест вования, и впечатление от преизбыточной яркости ее красок держится только до той минуты, корда читатель задается простым и естественным вопросом: неужели кол хозная жизнь это только — «золотые ту ши гусей», «бронзовые окорока» и пьяный, дикий пляс свадебного пира? Какие же дела, мысли и намерения людей новой 1 колхозной деревни, кроме свадебных, пре рвало немецко-фашистское нашествие?.. Правда, старики — отцы жениха и неве сты всячески восхваляют комсомольскую выдержанность и активность молодоженов, но читателю, естественно, хочется, на ос нове осмысленной им -картины!, самому сделать эти заключения. Но «золотые т у ши гусей» и «бронзовые окорока» — увы! заслонили людей. Это узкое примитив ное понимание сущности и значения для народа колхозной жизни, несомненно, пони зило у Шухова и чувство политической ответственности. Если редакция не была осведомлена, чьи именно песни распевают герои романа, то ведь самому Шухову из вестно, что эти песни принадлежат перу антисоветского поэта! Но мало этого. Один из любителей этих песен в романе востор женно отзывается о них: «Хорошая у нас с тобой страна — Россия, если поются в ней такие песня... Умереть за такие пес ни!» (!!). Случай, -по-своему, беспрецедент ный, не нуждающийся в комментариях!.. Так -позорно оборачивается картина жизни против создавших ее, когда художник без компаса ведущей идеи, беспечно отправ ляется- в путь. Какой же он «учитель на рода», если сам очутился впотьмах? И журналу, .напечатавшему это произведение, и -нам всем, как справедливо отмечено в докладе А. А. Жданова, «каждая неуда ча в советской литературе глубоко обид на и горька народу, партии, государству». Мне, одному из старых «огяелюбо®», тоже обидно за -неудачу журнала, которому так любовно -помогал Горький, как одному из «центров нашей советской культуры». Это славное знамя горьковских традиций надо бдительно охранять прежде всего актив ным тон-усом жизни журнала. Вы, руково дители журнала, несом-н-енно люди, любя щие свое дело, ослабили внимание к идей ному содержанию художественной прозы, я отрицательный результат не замедлил ска заться. Чтобы поднять на новую ступень работу одного из старейших советских журналов, собирателя литературных сил Сибири, про смотрите с большевистской требовательно стью все слабые места, все недоделки, на правьте освежительную, оздоровляющую критику и самокритику на все слабые ме ста-, на идейную аморфность, на элементы аполитизма, мещанства, безидейности, пош лости, шире привлекайте к работе журна ла писательскую, общественность, не забы вая -при этом о литературной молодежи. Опыт у вас, дорогие товарищи, почти за четверть века журнальной работы накопил ся -немалый, и у вас должно хватить та ланта и организационного умения, чтобы поставить перед сибирским,и писателями во весь рост самые боевые идейно-творческие проблемы литературы. Вы живете -в центре Сибири, мопу-чей ин дустриальной и хлебородной страны, строи тельство новой Сталинской пятилетки шу мит вокруг вас, - вдохновляйте же писа- телей-сибиряюмз, призывайте их к в-ешикой теме создания -все новых материальных и духовных ценностей Советского государ ства! Свой 25-летний юбилей «Сибирские огни» должны встретить во всеоружия. У вас, редколлегии журнала, должен быть не только богатый портфель — вы, как ру ководители, по -болынови-стеки дальновид ные, любящие свое дело, должны создать идейно-творческий подъем в жизни ж урна ла, помочь писателям глубоко и плодотвор но для своего творчества продумать поли тические уроки и замечательные идейно- художественные советы, которые заключе ны (в исторических постановлениях ЦК ВК'П(б) о журналах «Звекда» и «Лендн- прад», о кино и театре, — и докладе А. А. Жданова- о журналах «Звезда» и «Ленинград». Доклад то®. Жданова — о б разец исследовательской работы по исто рии литературы и обра-зец большевистской критики литературных явлений. В ответ на исключительное внимание партии к нам, * литераторам, -в ответ на ее -заботу и забо ту лично товарища Сталина о дальнейшем росте нашей советской литературы, мы, писатели, должны дать Родине произведе ния, вдохновленные нашими большевист скими идеями, гара-вдой нашей жизни, е е поступательным движением, произведения высокохудожественные и, зна-чит, доступ ные широким массам народа. Загляните в душу каждого писателя, поэта, критика, поинтересуйтесь, чем живет творческая мысль каждого из -них, старайтесь, чтобы вокруг вас не было «белых пятен» неиз вестности. Может быть следовало бы вам подумать о новом разделе журнала, наприм-е-р: «Три буна писателя», или «Записки писателя» — пусть бы писатели почаще высказывались в печати (а не в кулуарах только!) по об-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2