Сибирские огни, 1946, № 4

силах помочь, а чувство меры и художе­ ственный вкус уже изменяют ему. Что увидел Ив. Шухов в колхозной деревне накануне Великой Отечественной войны, каких людей, какие дела, какие мысли и чувства? Главные герои этого «накануне» комсомольцы-колхозники Митя и Надень­ ка настолько поглощены своей любовью, что не замечают, что их окружает беспро­ светный, застойный мир жирной, торжест­ вующей плоти. Снимите некоторые совет­ ские термины и внешние обозначения, — и в картине, написанной Шуховым, пред­ станет кулацкая свадьба в кондовой си­ бирской станице: «залетные тройки гне­ дых»—«под невесту», а «под (родню—с - с полдюжины выездных рысаков», «очу мевшие от звона бубенчиков и залихват­ ского гиканья кучеров» кони (№ !, стр. ,88—89), стелы, «заваленные снедью», чет­ вертные бутыли» водки, дикая пьяная гульба с «бесстыжими» плясками, а зихре, «бабьих подолов», — чем, в самом деле, не свадьба в кулацком доме до 1917 года? Описание торжества сверхсыто-й и пьяной плоти — кульминационная точка повест­ вования, и впечатление от преизбыточной яркости ее красок держится только до той минуты, корда читатель задается простым и естественным вопросом: неужели кол­ хозная жизнь это только — «золотые ту ши гусей», «бронзовые окорока» и пьяный, дикий пляс свадебного пира? Какие же дела, мысли и намерения людей новой 1 колхозной деревни, кроме свадебных, пре рвало немецко-фашистское нашествие?.. Правда, старики — отцы жениха и неве­ сты всячески восхваляют комсомольскую выдержанность и активность молодоженов, но читателю, естественно, хочется, на ос­ нове осмысленной им -картины!, самому сделать эти заключения. Но «золотые т у ­ ши гусей» и «бронзовые окорока» — увы! заслонили людей. Это узкое примитив­ ное понимание сущности и значения для народа колхозной жизни, несомненно, пони­ зило у Шухова и чувство политической ответственности. Если редакция не была осведомлена, чьи именно песни распевают герои романа, то ведь самому Шухову из­ вестно, что эти песни принадлежат перу антисоветского поэта! Но мало этого. Один из любителей этих песен в романе востор­ женно отзывается о них: «Хорошая у нас с тобой страна — Россия, если поются в ней такие песня... Умереть за такие пес­ ни!» (!!). Случай, -по-своему, беспрецедент­ ный, не нуждающийся в комментариях!.. Так -позорно оборачивается картина жизни против создавших ее, когда художник без компаса ведущей идеи, беспечно отправ­ ляется- в путь. Какой же он «учитель на­ рода», если сам очутился впотьмах? И журналу, .напечатавшему это произведение, и -нам всем, как справедливо отмечено в докладе А. А. Жданова, «каждая неуда­ ча в советской литературе глубоко обид­ на и горька народу, партии, государству». Мне, одному из старых «огяелюбо®», тоже обидно за -неудачу журнала, которому так любовно -помогал Горький, как одному из «центров нашей советской культуры». Это славное знамя горьковских традиций надо бдительно охранять прежде всего актив­ ным тон-усом жизни журнала. Вы, руково­ дители журнала, несом-н-енно люди, любя­ щие свое дело, ослабили внимание к идей­ ному содержанию художественной прозы, я отрицательный результат не замедлил ска­ заться. Чтобы поднять на новую ступень работу одного из старейших советских журналов, собирателя литературных сил Сибири, про­ смотрите с большевистской требовательно­ стью все слабые места, все недоделки, на­ правьте освежительную, оздоровляющую критику и самокритику на все слабые ме­ ста-, на идейную аморфность, на элементы аполитизма, мещанства, безидейности, пош­ лости, шире привлекайте к работе журна­ ла писательскую, общественность, не забы­ вая -при этом о литературной молодежи. Опыт у вас, дорогие товарищи, почти за четверть века журнальной работы накопил­ ся -немалый, и у вас должно хватить та­ ланта и организационного умения, чтобы поставить перед сибирским,и писателями во весь рост самые боевые идейно-творческие проблемы литературы. Вы живете -в центре Сибири, мопу-чей ин­ дустриальной и хлебородной страны, строи­ тельство новой Сталинской пятилетки шу­ мит вокруг вас, - вдохновляйте же писа- телей-сибиряюмз, призывайте их к в-ешикой теме создания -все новых материальных и духовных ценностей Советского государ­ ства! Свой 25-летний юбилей «Сибирские огни» должны встретить во всеоружия. У вас, редколлегии журнала, должен быть не только богатый портфель — вы, как ру­ ководители, по -болынови-стеки дальновид­ ные, любящие свое дело, должны создать идейно-творческий подъем в жизни ж урна­ ла, помочь писателям глубоко и плодотвор­ но для своего творчества продумать поли­ тические уроки и замечательные идейно- художественные советы, которые заключе­ ны (в исторических постановлениях ЦК ВК'П(б) о журналах «Звекда» и «Лендн- прад», о кино и театре, — и докладе А. А. Жданова- о журналах «Звезда» и «Ленинград». Доклад то®. Жданова — о б ­ разец исследовательской работы по исто­ рии литературы и обра-зец большевистской критики литературных явлений. В ответ на исключительное внимание партии к нам, * литераторам, -в ответ на ее -заботу и забо­ ту лично товарища Сталина о дальнейшем росте нашей советской литературы, мы, писатели, должны дать Родине произведе­ ния, вдохновленные нашими большевист­ скими идеями, гара-вдой нашей жизни, е е поступательным движением, произведения высокохудожественные и, зна-чит, доступ­ ные широким массам народа. Загляните в душу каждого писателя, поэта, критика, поинтересуйтесь, чем живет творческая мысль каждого из -них, старайтесь, чтобы вокруг вас не было «белых пятен» неиз­ вестности. Может быть следовало бы вам подумать о новом разделе журнала, наприм-е-р: «Три­ буна писателя», или «Записки писателя» — пусть бы писатели почаще высказывались в печати (а не в кулуарах только!) по об-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2