Сибирские огни, 1946, № 4

друга каучука», далекие от изображения современной жизни рассказы Н, Устинови- ча, явно ошибочное с неверной историче­ ской концепцией стихотворение М. Ску­ ратова «Утро стрелецкой казни». Сибирский отряд писателей морально и •политически здоровый. Несмотря на от­ дельные срывы и провалы, в творчестве его несомненно преобладает здоровое на­ чало. На это здоровое и сильное мы и долж н^ ориентироваться, развивать, углублять его. Журнал «Сибирские огни», который яв­ ляется творческим центром сибирских пи­ сателей, издается уже 25-й год. Выход в провинции литер атурно-художест веиного журнала на протяжении четверти века — это первый и единственный случай в исто­ рии русской литературы. Вне советского строя он был бы невозможен. Только со ­ ветская власть, обеспечившая широкий раз- мак роста культуры в нашей стране, могла создать условия для роста литературных сил во воех республиках и областях Со­ ветского Союза. Издание в областях литературно-худо­ жественных журйалов Горький считал «ве­ ликим культурно-революционным делом». Он внимательно следил за работой «Си­ бирских огней», помогал журналу, на­ правлял его. Упрекая старую литературу в том, что она оставила вне паля своего зрения такие области, как Урал, Сибирь. Волга, Горький ждал от «Сибирских ог­ ней», что они включат Сибирь «в поле зрения» советской литературы. За- истекшие 24 года «Сибирские ог­ ни» воспитали целую плеяду талантливых литераторов. На страницах журнала напе­ чатано за эти годы много интересных, ценных произведений. Отряд «опнелгобов», как называл Горький писателей, сотру ц. иичаюших в «Сибирских огнях», показал в своих произведениях «жаяю и пейзаж — быт и природу» Сибиои, показал в худо­ жественных образах прошлое и замечатель­ ное настоящее Сибири и ее людей. Нам нужно продолжать и развивать луч­ шие традиция журнала, которые создава­ лись под руководством А. М. Горького. Нам нужно быстро и решительно испра­ вить свои ошибки и создать идейно-твор­ ческий подъем .в жизни журнала. Центральный Комитет партии поставил перед советскими писателями грандиозные задачи и указал путь осуществления этих задач. «Советские писатели и все наши идео- логннешкие работники. — сказал п в . А. Жданов, — поставлены сейчас на пере- доьую линяю огня, ибо в условиях мир­ ного раззития не снимаются, а, наобогот, вырастают задачи идеологического фронта и з первую голову литературы». Быть на ■•передовой линии огня — это значит печа­ тать в журнале высоко идейные пронззе- деяия. Безндейность в литературе, всякая проповедь «искусства для искусства» чуж­ ды нам и должны быть изгнаны из жур­ нала. Быть на передовой лиши о-ня — это значит всю работу журнала пропитать духом активной наступательной идеологии коммунизма. Быть на передовой линии ог­ ня — это значит поставить журнал на службу народу, жить интересами народа, интересами государства. Это значит — организовать активное вторжение литера­ туры во все стороны советского бытия. Повернуть внимание писателей к темам Современности — первейшая задача, кото­ рая стоит перед журналом. «Наш народ ждет, чтобы советские писатели осмысли­ л а и обобщили громадный опыт, который народ приобрел в Великой Отечественной войне, чтобы они изобразили и обобщили тот героизм, с которым народ сейчас ра. ботает над восстановлением народного хо зяйства страны после изгнания врагов» (Жданов). Писатели-сибиряки должны показать Си­ бирь во всем могучем размахе ее работ, во всей глубине социалистического пре­ образования ее, во всем разнообразии ее наймомильных, бытовых и природных осо беиноетей. Надо помнить замечательные слова А. М. Горького о том, что «литера тура служит делу познания жизни, она — история быта, настроений эпохи, и вопрос о том, насколько широко охватила она действительность свою, этот вопрос может быть поставлен». ( Мы, сибирские писатели, живем в бога­ тейшем и разнообразнейшем крае, где идет огромная работа по выполнению но­ вой сталинской пятилетки. И этот могучий размах социалистического строительства в Сибири должны показать прежде всего мы, тасатвлинсябиряки. Мы должны как можно шире охватить в своих произведениях окружающую «ас действительность. Разумеется, отображая Сибирь, мы не должны ада дать в областную ограничен­ ность. А. М. Горький неоднократно сове­ товал сибирским писателям не брать си­ бирские темы «слишком узко». В местном. егбитю ем1, мы должны уметь подмечать и показывать общее, мировое, общечеловече­ ское. Разрабатывая местный материал, с и - . биракие питатели должны подниматься до больших обобщений, поднимать большие вопросы и проблемы современности. «Ши­ ре, братики, бегите, — призывал Алексей Максимович еггбиоякоз, — глубже загля­ дывайте, ведь Сибирь — страна с больши­ ми горизонтами». В центре наше-о понимания и художест- в-ениого изображения должен стоять совет­ ский ч е л о з д к , этот особенный человек сое. д а всего ч е л т е ч е с ’-ва. Показать советско­ го человека во весь его рост, в его раз си­ ти и — значит показать самое главное.. Мы должны неизменно оукоподстнонать- оя следующими замечательно глубоким» указаниями тзв. А. А Жданова: «Каждый день поднимает наш народ все выше и выше. Мы с т о дня не те, что бы­ ли вчеоа, и завтра будем не те, что был» сего,дня. Мч уже не те русские, как,ими были до 1917 года, и Русь уже не та, и хаоактео у нас не тот. Мы изменились я выросли вместе с теми величайшими пре­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2