Сибирские огни, 1946, № 4
друга каучука», далекие от изображения современной жизни рассказы Н, Устинови- ча, явно ошибочное с неверной историче ской концепцией стихотворение М. Ску ратова «Утро стрелецкой казни». Сибирский отряд писателей морально и •политически здоровый. Несмотря на от дельные срывы и провалы, в творчестве его несомненно преобладает здоровое на чало. На это здоровое и сильное мы и долж н^ ориентироваться, развивать, углублять его. Журнал «Сибирские огни», который яв ляется творческим центром сибирских пи сателей, издается уже 25-й год. Выход в провинции литер атурно-художест веиного журнала на протяжении четверти века — это первый и единственный случай в исто рии русской литературы. Вне советского строя он был бы невозможен. Только со ветская власть, обеспечившая широкий раз- мак роста культуры в нашей стране, могла создать условия для роста литературных сил во воех республиках и областях Со ветского Союза. Издание в областях литературно-худо жественных журйалов Горький считал «ве ликим культурно-революционным делом». Он внимательно следил за работой «Си бирских огней», помогал журналу, на правлял его. Упрекая старую литературу в том, что она оставила вне паля своего зрения такие области, как Урал, Сибирь. Волга, Горький ждал от «Сибирских ог ней», что они включат Сибирь «в поле зрения» советской литературы. За- истекшие 24 года «Сибирские ог ни» воспитали целую плеяду талантливых литераторов. На страницах журнала напе чатано за эти годы много интересных, ценных произведений. Отряд «опнелгобов», как называл Горький писателей, сотру ц. иичаюших в «Сибирских огнях», показал в своих произведениях «жаяю и пейзаж — быт и природу» Сибиои, показал в худо жественных образах прошлое и замечатель ное настоящее Сибири и ее людей. Нам нужно продолжать и развивать луч шие традиция журнала, которые создава лись под руководством А. М. Горького. Нам нужно быстро и решительно испра вить свои ошибки и создать идейно-твор ческий подъем .в жизни журнала. Центральный Комитет партии поставил перед советскими писателями грандиозные задачи и указал путь осуществления этих задач. «Советские писатели и все наши идео- логннешкие работники. — сказал п в . А. Жданов, — поставлены сейчас на пере- доьую линяю огня, ибо в условиях мир ного раззития не снимаются, а, наобогот, вырастают задачи идеологического фронта и з первую голову литературы». Быть на ■•передовой линии огня — это значит печа тать в журнале высоко идейные пронззе- деяия. Безндейность в литературе, всякая проповедь «искусства для искусства» чуж ды нам и должны быть изгнаны из жур нала. Быть на передовой лиши о-ня — это значит всю работу журнала пропитать духом активной наступательной идеологии коммунизма. Быть на передовой линии ог ня — это значит поставить журнал на службу народу, жить интересами народа, интересами государства. Это значит — организовать активное вторжение литера туры во все стороны советского бытия. Повернуть внимание писателей к темам Современности — первейшая задача, кото рая стоит перед журналом. «Наш народ ждет, чтобы советские писатели осмысли л а и обобщили громадный опыт, который народ приобрел в Великой Отечественной войне, чтобы они изобразили и обобщили тот героизм, с которым народ сейчас ра. ботает над восстановлением народного хо зяйства страны после изгнания врагов» (Жданов). Писатели-сибиряки должны показать Си бирь во всем могучем размахе ее работ, во всей глубине социалистического пре образования ее, во всем разнообразии ее наймомильных, бытовых и природных осо беиноетей. Надо помнить замечательные слова А. М. Горького о том, что «литера тура служит делу познания жизни, она — история быта, настроений эпохи, и вопрос о том, насколько широко охватила она действительность свою, этот вопрос может быть поставлен». ( Мы, сибирские писатели, живем в бога тейшем и разнообразнейшем крае, где идет огромная работа по выполнению но вой сталинской пятилетки. И этот могучий размах социалистического строительства в Сибири должны показать прежде всего мы, тасатвлинсябиряки. Мы должны как можно шире охватить в своих произведениях окружающую «ас действительность. Разумеется, отображая Сибирь, мы не должны ада дать в областную ограничен ность. А. М. Горький неоднократно сове товал сибирским писателям не брать си бирские темы «слишком узко». В местном. егбитю ем1, мы должны уметь подмечать и показывать общее, мировое, общечеловече ское. Разрабатывая местный материал, с и - . биракие питатели должны подниматься до больших обобщений, поднимать большие вопросы и проблемы современности. «Ши ре, братики, бегите, — призывал Алексей Максимович еггбиоякоз, — глубже загля дывайте, ведь Сибирь — страна с больши ми горизонтами». В центре наше-о понимания и художест- в-ениого изображения должен стоять совет ский ч е л о з д к , этот особенный человек сое. д а всего ч е л т е ч е с ’-ва. Показать советско го человека во весь его рост, в его раз си ти и — значит показать самое главное.. Мы должны неизменно оукоподстнонать- оя следующими замечательно глубоким» указаниями тзв. А. А Жданова: «Каждый день поднимает наш народ все выше и выше. Мы с т о дня не те, что бы ли вчеоа, и завтра будем не те, что был» сего,дня. Мч уже не те русские, как,ими были до 1917 года, и Русь уже не та, и хаоактео у нас не тот. Мы изменились я выросли вместе с теми величайшими пре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2