Сибирские огни, 1946, № 4
«Ленинград» ЦК ВКЛ(б) указал, что «ру ководящие работники журналов, и в пер вую очередь их редакторы . тт. Саянов и Лихарев, забыли то положение ленинизма, что наши журналы, являются ли они на учными или художественными, не могут быть аполитичными. Они забьгли, что наши журналы являются могучим средствам Со ветского государства в деле воспитания советских людей и в особенности молоде жи и поэтому должны руководствоваться тем, что составляет жизненную аилу со ветского строя — его политикой». Редакция журнала «Сибирские огни» должна признать со всей большевистской прямотой, что ошибки», вскрытые постанов- леш ем ЦК партии, имеют место и в жур нале «Сибирские огни». В первых трех номерах «Сибирских ог ней», вышедших после возобновления жур нала, напечатан ряд интересных, ценных произведений. Эго — повесть А. Коптешо- ва «Снежный пик», роман- С. Маркова «Юконский ворон», поэма А. Омердова «Пушкинские горы», рассказы С. Сартако- ва, К. Локоткоза, очерки — И. Падерина «159 дней в Сталинграде», Калугина «Мой друг геолог», дневник инженера Копгур- никова. Но, наряду с этими произведениями,' ре дакция опубликовала в журнале две частя романа Ф. Олесова «Прощайие молча», который в идейном отношении является произведением путанным, художественно незрелым, содержит искажения в изобра жении советской действительности, совет ских людей. В первом номере «Сибирских огней» были напечатаны главы из романа И. Шухова «Метель», в котором допущена идеализация старого казачьего уклада и искаженно изображена советская колхозная деревня. Редколлегия «Сибирских огней» полностью согласна с критическим разбо ром и политической оценкой этих произве дений, которые дает тоз. Караваева в своем письме редколлегии, публикуемом в настоящем номере журнала. В вышедших номерах нашего журнала напечатан ряд пустых безидейных стихо творений Л. Кондырева и стихи И. Мухз- чева, ограниченные беспредметным любо ванием природой. Нами опубликовано за умное формалистическое стихотворение Л. Мартынова «Наяды», идеализирующее старину, что характерно и для некоторых других произведений этого поэта. В вос поминаниях Вс. Иванова о Горьком есть ошибочные высказывания автора. Тов. Жданов, анализируя корень оши бок ленинградских журналов, говорил, что многие из писателей и из тех, кото рые работают в качестве ответственных редакторов или занимают важные посты в Союзе писателей, — подходят к оценке произведений аполитично. «Написал чело век хорошо, художественно, красиво — надо пустить в ход, несмотря на то, что там имеются гнилые места, которые дезо риентируют нашу молодежь, отравляют ее». Этот горький упрек относится и к нам, руководителям «Сибирских огней», не про явивших строгих идейных требований к публиковавшимся произведениям. Постановление ЦК ВКП(б) широко вско лыхнуло литературную ореду. Как в Мос кве, Ленинграде, так и в Новосибирске. Иркутске, Красноярске и др. городах на писательских собраниях взволнованно об суждались факты идейных срывов в рабо те писателей и литературных организаций, редакций и издательств. Собрания литера турных организаций прошли, за исключе нием выступлений отдельных писателей,’ в атмосфере самокритики, свидетельствующей о глубоком понимании исторического зна чения для литературы указаний ЦК. На собрании писателей Новосибирска со- в-ершенно справедливо были подвергнуты острой критике последние книги стихов Н. Алексеева, К. Лисовского, Е. Стюарт, изданные Новосибгизом, пьесы Э. Бурано вой, поставленные новосибирскими теат рами. Книги эти страдают существенными идейными и художественными недостат ками. Увлечение формалистическими опытами снижает идейную направленность и лишает поэтической ясности ряд стихотворений Н. Алексеева. В отдельных стихах Е. Стю арт и К. Лисовского звучат тоскливые мо тивы, проявляется узко субъективный ли ризм в ущерб широкому и оптимистиче скому восприятию жизни. Пьеса Э. Бурановой «Голубиное гнездо» была оценена на собрании как слабая я в идейном отношении пустая вещь, а пье са «ПетушкО'В-младиий» — как антипеда гогическое произведение. Выпущенный Новосибгизом в 1945 г. очерк А. Мисюрева о лучшем сельсовете Новосибирской области свидетельствует о политической безграмотности и недобро совестном отношении автора к работе над материалом. В этом очерке люди колхоз ной деревни изображены уродливо, а от дельные утверждения автора объективно граничат с клеветой на колхозную дерев ню. П а собрании писателей г. Иркутска был воюрыт такой крупный недостаток в твор- , честве отдельных иркутских писателей, как удаление от современной тематики, одностороннее увлечение историческими темами (Г. Марков, К. Седых, Г. Кунгу- ров). Иркутяне совершенно справедливо подвергли суровой критике писателя Б. Костюковского, который героем своей повести об Отечественной войне избрал... дезертира. Существенными недостатками страдают стихи Анатолия Ольхона, о ко торых уже писали «Сибирские огни». Примером нетребовательного, аполитично го, безыдейного отношения к литературе является последний альманах’ красноярских писателей «Енисей» В нем напечатаны, ча - ряду с хорошими произведениями С. Сар- тажова, И. Рождественского, К. Лисов ского явно плохая приключенческая по весть Е. Рябчикова и С. Карпачевой «По
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2