Сибирские огни, 1946, № 4
лой молодежи и декабристов. Сам Г. П. Казанский был одним иг прогрессивных учителей гимназии. В 1849 году, вместе с учителями Поповым и Руммелам, Казан ский ходатайствует об открытии женской школы в Тобольске!. В тексте их проше ния имеется программа школы. Возможно, что при составлении ее принимал участие и Ершов. Как лицо официальное (инспек тор гимназии), он не мог присоединить свою фамилию к прошению. Но в про- . грамме женской школы мы находим сход ство с программой «Мыслей о гимназиче ском курсе» Ершова. Большое стихотворение написано в ал ь бом В. А. Андронникову. Оно не имеет йаты, но относится, вероятно, к 1849—61 гг. В даме Андронниковых, также, как и в доме Казанских, часто собиралась то больская молодежь. Стихотворение в аль бом Андронникову в печати не публико валось. Мы приведем его здесь, оно дает дополнительную характеристику Ершова тех лет: 1 ы просишь на память стихов, ,Ты просишь от дружбы привета... Ах, друг мой, найти ли цветов 'На почве ненастного лета? Прошили невозвратйо они •— Поэзии сны золотые; Погасли фантазии огни Иссякли потоки живые. В житейских заботах труда 'Года мой восторг уносили, А что не щадили года, То добрыег люди убили. И я, как 'покинутый челн, Затертый в холодные льдины. Качаюсь по прихоти волн Житейской мятежной тгучины. Наноасно, как конь под уздой, Я рвусь под мучительной властью... И только отрадной звездой Сияет семейное счастье. Ершов заканчивает стихотворение сло вами надежды , что настанет пора и «челн мой скользнет 'На просторе» и тогда споет он «заветную песнь воскресенья»... Он так и н есп ел ее. Стихотворение «В. А. Андрон никову» одно из последних. В эти годы Бршов обращается к прозе, собирает ма териалы к сибирскому роману, пишет рассказы «Осенние вечера»8. Небольшое стихотворение, посвященное В Н. ЖсмчужиикО'Зу, написано 24 апреля 5855 года, на отъезд его из Тобольска. Ершов был весьма близок с Жемчужян- ковым и его сестрой Анной Михайловной, женой тобольского гражданского губерна тора В. А. Арцимовича. В третьей тетоади имеется ряд неокон ченных стихотворений и поэм. Д ат они не имеют. Но, судя по тону отрывков и со держанию их — это произведения послед них лет. Часть из них — начало поэм на 1 См. С. Н. Замахаев и Г. А. Цветаев «Тобольск ад губернская гимназия», То бол -сл , 1889. 2 Подчеркнуто Ершовым. 3 Напечатан^ н 1857 г. в «Живописном сборнике» А. религиозные сюжеты («Чудесный храм». «Была пора...», «Панихида», «Благовеще ние»), другие рисуют картины природы и тоску поэта но несбышшмся надеждам. Отрывок, озаглавленный «Чудесный храм», является, вероятно, попыткой раз вернуть сюжет одноименного рассказа из «Осенних вечеров» в поэму. Дальше не скольких строк эта попытка не пошла: Небольшая поэма «Нос» снабжена под заголовком «лиро-эпическое произведение, исполненное поэзии и философии». Когда написана поэма — неизвестно, вероятно это позднейшая обработка' одной из ран них шуток молодого Ершова. Поэма со стоит из Ю дееятистйший и представляет собой шуточный дифирамб носу. ПоЭма была напечатана без подписи автора в журнале «Весельчак» № 6 за 1858 год. Последняя тетрадь содержит в себе 12 эпиграмм на одно лицо — тобольского архитектора. Эпиграммы предваряет стихо творное обращение к друзьям и вместо эпиграфа: Honni s p 'tg n e m.ii у pense «позор тому, кто плохо об этом поду мает» Этот старинный девиз не спасает эпиграмм. Они лишены соли, не ярки. Интересны они с другой стороны. Среди н;их мы находим вероятные истоки из вестной эпиграммы В. М. Жемчужникова об архитекторе и птичнице: «Раз архитек тор с птичницей спознался», вошедшей в Козьму Пруткова. Вот эпиграмма Ершова: В постройках изощрись градской архитектуры, Наш зодчий захотел девицам строить сомг'ы. Но верен все-таки остался наш Протей Строительной профессия своей: Во всех делах его видны одни фигуры. Вполне вероятно, что В. М. Жемчужня- ков, живя в Тобольске, знал об этих эпиграммах Ершова В письме из Менто ны А. Н. Пьшину 6/18 февраля 1883 годя Жемчужников писал: «В Тобольске я познакомился с Ершовым (творцом «Кояь- ка-горбунка»). Мы довольно сошлись. Он очень полюбил Пруткова, знакомил меня также с прежними своими шутками »...1 Не имел ли ввиду под «шутками» автора «Коныка-горбугака» Жемчужинке® и эту тетрадь с 12 -ю бледными эпиграммами на провинциального архитектора? Возможно, что Ершов даже передал е е Жемчужли- кову 'вместе со стихотворной сценой «Че- рапослов, сиоечь френолог», которая во шла с небольшими изменениями во 2 -е действие комедии Прчткова-отца «Че. рспослсв». Эпиграмма «Раз архитектор с птичницей спознался» имеет подзаголовок «было». Не есть ли и в эт^ом некоторое от ношение источника эпиграммы, источника, имевшего в своем начале тобольскую дей.. ствительность 2 . 1 «Козьма Прутков», полное собояние сочине-шй «Academia », М.—JI. 1933 г, стр. 58—459. 2 См. , статью Бухштаб «К. Прутков П . П. Ершов и Н. А. Чижое», «Омский альманах», кн. 5, 1945 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2