Сибирские огни, 1946, № 4
1214 иудов 9 фунтов, а всего за эти 20 лет на частных приисках намыто свыше 10 тысяч пудов золота1. На частных приисках применялся иск лючительно вольнонаемный труд. Рабочая сила набиралась путам вербовки в приис ковых районах, а также в Иркутске, Том- оке, Тобольске, Енисейской губернии. В большинстве это были сезонники, бывшие каторжане и переселенцы, искавшие зара ботка. По официальным данным в. золото промышленности в начале 900-х годов бы ло занято около 40 тысяч человек, цз них: 10 тысяч в Западной Сибири, 30 ты сяч — в Восточной Сибири. Рано стала раздаваться в Сибири и ка менноугольная промышленность. Главными районами добычи угля были 'Кузнецкий. Чвремховский, Минусинский; в Забайкалье — Черновские, Харанорскне, Тонхонск* копи; на Дальнем Востоке — Сучанские «сопи. Сибирь богата залежами железа . Но железоделательная промышленность была развита слабо. В 1904 г. в Сибири суще ствовало всего 4 железных рудника и 3 чугуноплавильных завода с 4 примитивны ми доменными печами. В каменноугольной и железоделательной промышленности было занято немного *'больше 10 тысяч ра бочих. Что касается таких видов горной про мышленности, как добыча свинца, серебра, меди, то они больше и больше приходили в упадок. Если в 1895 году добыча сереб ра составляла 399 пудов, то в 1900 г. — 82 пудов, а в 1904 г. сократилась до 44 пудов. В 1895 г. на Алтае добывалась 15.888 пудов меди, а к 1904 г. добыча ме ди сократилась до 7.500 и удов 2 . Замкнутый характер сибирской экономи ки, ее торгово-ремесленный характер, пре обладание сельского хозяйства над про мышленностью, слабая пролетарская база, — все это несомненно накладывало серь езный отпечаток на состояние революцион ного движения. Рабочие были разбросаны по всему огромному краю мелкими группа ми и не представляли серьезной револю ционной силы. Но хищническая эксшюата- ция, невыносимые жилищные условия, низкая заработная плата, произвол и наси лие предпринимателей — все это толкало рабочих на борьбу. Известей ряд стихий ных протестов рабочих, требовавших улуч шения своего положения. С 1870 по 1895 г. в Сибири официально зарегистри ровано 48 волнений и стачек. На Л ен ских приисках волнения произошли в 1876, 1882, 1883, 1884 и 1889 годах. В од ной из забастовок 900-х годов на Л ен ском прииске участвовало 1.700 рабо чих. Подобные выступления имели место на Судженских, Анжерских и Черемхэе- оких угольных копях. 1. См М. Гудошников „Сибирь" И сторическая х р е с т ом а т и я . 2. М. Ветошкин „Сибирские больш евики в пе риод п ервой русской революции" . поворот в экономическом развитии Си бири наступает в 900.x годах в связи с проведением сибирской железнодорожной магистрали. Во-первых, проведение сибирской ж елез ной дороги явилось серьезным толчкам к развитию в Сибири капиталистических форм хозяйства. Процесс разложения на турального и полунатурального хозяйства пошел гораздо быстрее с проникновением капитала, который устремился теперь в Сибирь. Оживились торговые связи Сибири с Центральной Россией, а через нее п- с европейскими рынками. Проведение железной дороги способство вало более быстрому развитию всея отрас лей хозяйства. Достаточно указать, что за 10 л ет (1895— 1905 г . ) 1 добыча угля в Томской губернии увеличилась в 13 раз, в Восточной Сибири в 35 раз. В 1890 г ._в Сибири насчитывалось 6.636 предприятий обрабатывающей промышленности, на кото рых работало около 22 тыс. рабочих, а в 190! г., т. е. через 10 лет, их имелось уже 16.171 с количеством рабочих до 40 тысяч человек. (Во-вторых, с проведением железной до роги усилилось заселение Сибири. Если в начале 90-х годов на территории Сибири (исключая Дальний Восток) насчитывалось 3.600 тыс. жителей, то в 900-х годах на. селение возросло до 6.150 тысяч человек, т. е. увеличилось почти в 2 раза. Рост населения, заселение свободных земель вызвали значительное оживление экономической жизни края. В-третыих, железная дорога оказала боль шое влияние на развитие сельского хозяй ства Сибири. Началась усиленная земле дельческая колонизация Сибири. Можно ' сказать, что интенсивный хлебный рынок в Сибири образовался только с проведением железной дороги. Значительно возросло производство товарного зерна, создается новая отрасль сельского хозяйства _ маслоделие, вызванная оживлением живот новодческого хозяйства. Сибирское масло стало одним та пред метов вывоза не только на( всероссийский, но и европейский рынок. В 1898 г. из Си бири было вывезено 149 тысяч пудов мас ла. Через два года вывоз масла возрос до 1.087 тысяч пудов, в 1902 г. — д о 2.126 тысяч, а в 1906 г. — до 2.973 тыс. пудов- iB-четвертык, сама железная дорога яви лась крупным капиталистическим пред приятием, на постройке которой было за нято до 70 тысяч рабочих, а с вступлени ем ее в строй количество рабочих-желез. нодорожников возросло до 100 тысяч. Об разовались крупные рабочие центры: Красноярское депо к 1905 году наочиты- 1. С троитель ство п ервой очереди Сибирской ж , д. (Свердловск—Тюмень) было закончено в 1885 г,„ с 1.892 *ю 1898 г. Зыла п<.строена Западно С и би р ская доро га от Челябинска до Оби (Н овосиби гск ) в >899 г закончен участок дороги от Оби до И рку тска , в 190) г. — от И рку тска до Б ай кала o r Мысовой до С ретенска .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2