Сибирские огни, 1946, № 3

Тем временем строительство на Севере продолжалось -и расширялось и мощный Игарский лесопильный комбинат требовал леса все больше. Здесь — (вопреки харак­ теристике царского министра Коковцева— из ценнейшего в Союзе ангарского леса готовился экспортный пиломатериал для европейского и африканского рынков. Л е ­ сопромышленники хорошо знали советский заполярный комбинат. Через льды и штормы Карского моря, мимо , опасных камней Вайгача они охотно посылали па­ роходы за сибирским лесом. И раз в на­ вигацию, в августе, в морском Игарском порту начиналась очередная «Карская» (как для краткости, опуская слово «экспе­ диция» говорили на Сев-ере). К причалам Игарского лесокомбината в протоке под -выгрузку становились океанские красавцы лесовозы. Протока- здесь была глубока, но узка и морские па-роходы, разворачиваясь, почти перегораживали -ее поперек, как мост, от одного берега до другого. -При­ бытие океанских судов, -погрузка — нача­ ло Карской — становились торжественным событием для вс-его города. В пагру-зке принимали- участие -все, начиная от води­ телей автолесовозов, лихо съезжавших на- причалы с пакетами желтых, пакн-ущчх смолкой досок, до футболистов местного спортивного общества, забивавших годы морякам-инострамцам с ’ таким прилежанием словно от количества их зависел своевре­ менный выход пароходов в открытое море. К 1939— 1940 годам объем сплава- в Игарку перевалил за миллион кубометров. Кривая стремительно восходила -вв-ерх. Обогащенные десятилетним опытом лоцма­ ны водили плотокараваны почти без по­ терь. Самый северный и самый длинный, сложный н тяжелый сплав был освоен. Теперь оставалось выиграть еще и вре­ мя. Уйти от опасностей -позднего сплава, от тем-нык ночей, мелководья, злых осен­ них штормов. Сплотку в бабрчные чеш-енья заменили механизированной проволочной вязкой в пучки и этим сократили сроки отправки плотов в транзит. Такая сплотка потребовала дополнительной такелажной оснастки, но в тросах и лежняк не ощу­ щалось недостатка. Вначале только в грозном Осиновском пороге стали работать на -проводке дежурные -катеры и пароходы, а -потом и на нижнем плесе от Турухагаска плотокараваны пошли за- буксирами. И это тоже обезопасило -и ускорило продви­ жение плото-в. Был разработан проект серьезной реконструкции Игарского про­ мышленного- узла, предстояло в-зорвать наиболее опасные камни и тем самым унич­ тожить О-синовские по-рапи, развернуть л е ­ созаготовки и сплав и на Подкаменной и на Нижней Тунгусках... ...А потом наступил. 1941 -год. Над Ени­ сеем не реяли вражеские самолеты, но -война сразу почувствовалась и здесь. Уш­ ли на фронт мастера сплотки, мастера вождении -плотов—лоцманы. Фронт потре­ бовал много железа, меньше стало оста­ ваться его на долю тыла. И се-верный сплав заболел недостатком железа. Начались аварии, поте-ри древесины. А потребность Севера в ней не снижалась. Еще дальше за полярным кругом, нежели Игарка, вырос н-овьгй город Норильск. По­ лиметаллический промышленный комбинат. -Стройки Норильска требовали л-еса, а л е ­ са нехватало. Обиднее всего было, что заготовленный и выплавленный из молевых речек трудами женщин и подростков лес при выходе его на- А-нгару и Енисей по­ гибал в огромных количествах. Пороги и к-амн-и, злые приполярные штормы разры-' -вали на части плохо оснащеняы-е -пиоты и бесполезным плавником прибивались де­ сятки тысяч разрозненных бревен к без­ людному побережью Ледовитого океана. Сначала иссяк тяжелый сплавн-ой таке­ лаж , -потом -вышла и проволока. -Нечем- -стало -в-яз-ать пучки. Прекратилась механи­ зированная по-грузка. А Север -настойчиво требовал леса. Замедлялись стройки Но­ рильска, нехватало топлива электро-стан­ ции -в Игарке — заполярному городу уг­ рожала тьма. Были использованы -все ста ­ рые отвалы, низкосортные пиломатериалы, открылись местные- д-ревозаготовки, но- все это не решало проблемы — погребное ко­ личество древесины мог дать только но­ вый сплав. Такелаж. Прежде всего такелаж. Зара­ ботала инженерная мы-сль, заработала- сме­ калка пра-ктиков-ма-стеров. Плотокараваны от устья Ангары до Д у ­ динки идут 25—30 дней. Транзитный сплав начинается в июне. Значит надо заставить такелаж обернуться в течение навигации два, а, может быть, и три раза. Тем самым -возместить недостающее количество. П усть это не покро-ет всей потребности, но это- станет уже ощутимой -величиной. Однако, е-Ыи мес-яц -в пути находится плот, плы­ вущий -вниз по течению, как долго будет подниматься обратно- такелаж, погружен­ ный в баржи и отправленный за буксиром случайно оказавшегося па-рок-ода-? Оплав— общегосударственное дело, вне узких гра­ ниц одного лишь ведомства, ведущего л е ­ созаготовки. В борьбу за увеличение обо­ рачиваемости такелажа включаются потре­ бители леса, включается Е-нисейское реч­ ное пароходство. -И так-ел-аж, снятый по­ требителями леса -в течение швух-трех суток с момента прибытия плота, как са ­ мый почетный пассажир, из Игарки и Д у ­ динки теперь возвращается на первокласс­ ных теплоходах «Иосиф Сталин» и «Серго- Орджоникидзе». -На Ангаре с-плавщими выиграли такелаж иначе. Установили в -пределах -серьезного риска пониженную норму оснастки плотов, а для страховки, в трудных для ошгава- участках реки расставил» дежурные катеры. 0-н.и проводили плоты через шив-еры и пе­ рекаты и вновь возвращались обратно, чтобы взять под свою охрану очередной плот. А -горючее было рассчитано до грам­ ма и при самых жестких н-ормах -расходо­ вания его нехватало, чтобы завершить все сплавные операции. Но одно д-ело расчеты и нормы, другое — воля людей. Двигате­ л я катеров стали работать только таща на 'буксире плоты, где отпадала необходи­ мость в усилиях катера, моторы глуши­ лись, и катеры плыли в-н-из рядом с плотом самосплавом, а вверх потом люди затяги­ вали их на бечеве.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2