Сибирские огни, 1946, № 3
Тем временем строительство на Севере продолжалось -и расширялось и мощный Игарский лесопильный комбинат требовал леса все больше. Здесь — (вопреки харак теристике царского министра Коковцева— из ценнейшего в Союзе ангарского леса готовился экспортный пиломатериал для европейского и африканского рынков. Л е сопромышленники хорошо знали советский заполярный комбинат. Через льды и штормы Карского моря, мимо , опасных камней Вайгача они охотно посылали па роходы за сибирским лесом. И раз в на вигацию, в августе, в морском Игарском порту начиналась очередная «Карская» (как для краткости, опуская слово «экспе диция» говорили на Сев-ере). К причалам Игарского лесокомбината в протоке под -выгрузку становились океанские красавцы лесовозы. Протока- здесь была глубока, но узка и морские па-роходы, разворачиваясь, почти перегораживали -ее поперек, как мост, от одного берега до другого. -При бытие океанских судов, -погрузка — нача ло Карской — становились торжественным событием для вс-его города. В пагру-зке принимали- участие -все, начиная от води телей автолесовозов, лихо съезжавших на- причалы с пакетами желтых, пакн-ущчх смолкой досок, до футболистов местного спортивного общества, забивавших годы морякам-инострамцам с ’ таким прилежанием словно от количества их зависел своевре менный выход пароходов в открытое море. К 1939— 1940 годам объем сплава- в Игарку перевалил за миллион кубометров. Кривая стремительно восходила -вв-ерх. Обогащенные десятилетним опытом лоцма ны водили плотокараваны почти без по терь. Самый северный и самый длинный, сложный н тяжелый сплав был освоен. Теперь оставалось выиграть еще и вре мя. Уйти от опасностей -позднего сплава, от тем-нык ночей, мелководья, злых осен них штормов. Сплотку в бабрчные чеш-енья заменили механизированной проволочной вязкой в пучки и этим сократили сроки отправки плотов в транзит. Такая сплотка потребовала дополнительной такелажной оснастки, но в тросах и лежняк не ощу щалось недостатка. Вначале только в грозном Осиновском пороге стали работать на -проводке дежурные -катеры и пароходы, а -потом и на нижнем плесе от Турухагаска плотокараваны пошли за- буксирами. И это тоже обезопасило -и ускорило продви жение плото-в. Был разработан проект серьезной реконструкции Игарского про мышленного- узла, предстояло в-зорвать наиболее опасные камни и тем самым унич тожить О-синовские по-рапи, развернуть л е созаготовки и сплав и на Подкаменной и на Нижней Тунгусках... ...А потом наступил. 1941 -год. Над Ени сеем не реяли вражеские самолеты, но -война сразу почувствовалась и здесь. Уш ли на фронт мастера сплотки, мастера вождении -плотов—лоцманы. Фронт потре бовал много железа, меньше стало оста ваться его на долю тыла. И се-верный сплав заболел недостатком железа. Начались аварии, поте-ри древесины. А потребность Севера в ней не снижалась. Еще дальше за полярным кругом, нежели Игарка, вырос н-овьгй город Норильск. По лиметаллический промышленный комбинат. -Стройки Норильска требовали л-еса, а л е са нехватало. Обиднее всего было, что заготовленный и выплавленный из молевых речек трудами женщин и подростков лес при выходе его на- А-нгару и Енисей по гибал в огромных количествах. Пороги и к-амн-и, злые приполярные штормы разры-' -вали на части плохо оснащеняы-е -пиоты и бесполезным плавником прибивались де сятки тысяч разрозненных бревен к без людному побережью Ледовитого океана. Сначала иссяк тяжелый сплавн-ой таке лаж , -потом -вышла и проволока. -Нечем- -стало -в-яз-ать пучки. Прекратилась механи зированная по-грузка. А Север -настойчиво требовал леса. Замедлялись стройки Но рильска, нехватало топлива электро-стан ции -в Игарке — заполярному городу уг рожала тьма. Были использованы -все ста рые отвалы, низкосортные пиломатериалы, открылись местные- д-ревозаготовки, но- все это не решало проблемы — погребное ко личество древесины мог дать только но вый сплав. Такелаж. Прежде всего такелаж. Зара ботала инженерная мы-сль, заработала- сме калка пра-ктиков-ма-стеров. Плотокараваны от устья Ангары до Д у динки идут 25—30 дней. Транзитный сплав начинается в июне. Значит надо заставить такелаж обернуться в течение навигации два, а, может быть, и три раза. Тем самым -возместить недостающее количество. П усть это не покро-ет всей потребности, но это- станет уже ощутимой -величиной. Однако, е-Ыи мес-яц -в пути находится плот, плы вущий -вниз по течению, как долго будет подниматься обратно- такелаж, погружен ный в баржи и отправленный за буксиром случайно оказавшегося па-рок-ода-? Оплав— общегосударственное дело, вне узких гра ниц одного лишь ведомства, ведущего л е созаготовки. В борьбу за увеличение обо рачиваемости такелажа включаются потре бители леса, включается Е-нисейское реч ное пароходство. -И так-ел-аж, снятый по требителями леса -в течение швух-трех суток с момента прибытия плота, как са мый почетный пассажир, из Игарки и Д у динки теперь возвращается на первокласс ных теплоходах «Иосиф Сталин» и «Серго- Орджоникидзе». -На Ангаре с-плавщими выиграли такелаж иначе. Установили в -пределах -серьезного риска пониженную норму оснастки плотов, а для страховки, в трудных для ошгава- участках реки расставил» дежурные катеры. 0-н.и проводили плоты через шив-еры и пе рекаты и вновь возвращались обратно, чтобы взять под свою охрану очередной плот. А -горючее было рассчитано до грам ма и при самых жестких н-ормах -расходо вания его нехватало, чтобы завершить все сплавные операции. Но одно д-ело расчеты и нормы, другое — воля людей. Двигате л я катеров стали работать только таща на 'буксире плоты, где отпадала необходи мость в усилиях катера, моторы глуши лись, и катеры плыли в-н-из рядом с плотом самосплавом, а вверх потом люди затяги вали их на бечеве.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2