Сибирские огни, 1946, № 3
молевой лес. Начало самого северного сплава. Н о ' бревна плывут молем — в одиночку — недолго: только там, где им тесно— в гарных маленьких речках. На Ангаре, ка Енисее им уже слишком просторно. Даж е связанные толстой проволокой в пучки, сведенные в огромные плотокара ваны, они делаются игрушкой -Воля, ког да разыгрываются сердитые низовские ветры. Труден и опасен путь плота в Ангаре. Быки, утесы, перекаты, шиверы, камни, пороги грозят ему почти на каждом ки- . лометре. Еще труднее в низовьях Енисея. Река там подобна океану: с одного бере га не виден другой. Пески, отмели, косы и 'самое страшное — осенние штормы. Не проглядная долгая ночь и кипящая злая стихия... В 1929 году на север Енисея, в только что возникший там, далеко за полярным кругом город Игарку, поплыли, первые плоты... Впрочем, это не совсем точно, и нельзя рассказать о заполярном сплаве, не затронув его историю. Сказочно богатый лесными массивами Красноярский край пересекают две основ ных транспортных магистрали: железнодо рожная с запада на восток и водная, Енисей — с юга на севео. Наибольшие и поистине неисчислимые запасы лучшей в Союзе древесины падают на северо-во сточное от скрещения магистралей поле. Здесь в Енисей впадают еще три могу- . чих многоводных реки: Ангара, Подкамен- яая Тунгуска и Нижняя Тунгуска-. Бее это пути сплава, удобного и дешевого по сравнению с -перевозкой леса -в судах или по железной дороге. Сплава — но куда? К безлюдным пустынным берегам Ледови того океана? Кому там нужен лес?.. Да, на побережье океана- лес никому н-е нужен. Но, если путь -его продол жить?.. И в 1898 г. предприимчивый краснояр ский купец Шарыпов заключает контракт с иэв-естным инициатором постройки рус ского ледокольного флота ад-миралом Ма каровым на доставку на ледоколе «Ер мак» партии бревен от Брекав-с-ких остро вов в Англию. Далек путь леса от Бре- ховокмх островов, но в Енисей ледоколу войти невозможно, и Шарыпов оплавляет на пробу 1.200 дерев -в самое устье Ени сея . Ловкому промышленнику на это-т раз не повезло, контракт с Макаровым оказал ся нарушенным: из-за тяжелых ледовых условий -в Карском море «Ермак» не при шел и сплавленный лес погиб. Шарыпо-в, к тому времени подписавший с Енисей ским управлением государственных иму- ществ договор на закупку одного мил лиона деревьев, был так напу-ган постиг шей его у Бреховских острово-в неудачей, что поспешил расторгнуть сделку. Десять лет после этого никто не пред принимал серьезных попыток к сплаву леса в низовья Енисея. Но жизнь сама подсказывала желанн-о-сть освое-ни-я этого трудного, но интересного и выгодного де ла, и в 1908 году думская фракция си биряков обратилась к председателю Сове та министров Столыпину с ходатайством О проведении ряда мероприятий, способ ствующих вывозу сибирского л-еса север ным морским путем. Ходатайство сибиря ков попало на- заключение к министру финансов Коковцеву. Проваливая пфоект сибиряков, Коков цев в своем докладе Совету министров писал дикие вещи; утверждал, что си бирские леса истреблены порубками Я по жарами и запасы товарной древесины столь незначительны, что не имеют промышлен ного зн-ачения. О качестве ж е сибирской древесины он сообщал поистине «изуми тельные» сведения: «...Деревья сибирской тайги ра-стут очень медленно и в редких сл-у-ча-ях достигают значительной толщи ны...» «Крайности температур и влажности, вообще резкие климатические годовые пе ремены, столь свойственные -всем странам -с континентальным климатом, а стало быть и Сибири, губительно- отзываются н-а росте деревьев, от сильных морозов древесина их разрывается...» «Тот ли это лес, который может выдержать конкурен цию, не говоря уже канадского или скан динавского леса, но даже леса хотя бы Архангельской губернии...» И, как есте ственное следствие, убийственный вывод: «...Ввиду таких фактов министерство фи нансов не решается возлагать надежд на... могущие произойти от сего выгоды для Сибири...» И еще -четыре пустых года легло в ис торию Сибирского северного сплава. Толь ко -в 1913 году иностранный капитал дерзнул не согласить-ря с мнением Коков цева. Организовав успешную экспедицию через Карско-е море -в устье Енисея на пароходе «Коррект», данные которой по служили материалом дл-я известной -книги лично участвовавшего в плавании Фрить офа. Нан-сена. «В -страну будущего», Нор вежское акционерное общество -в следую щем 1-914 году, когда уже гремели зал пы первой мировой войны, благополучно вывезло северным морским путем около 5.000 б-ревен. Уда-ча окрылила акционеров. Перерезан ные немецкой блокадой торго-вые пути в Россию через Балтийское море заманчиво открылись теперь н-а севере, -в дополнение к освоенному Арх-апгельско-Мурманскому по-рту. Спешно получена от царского прави тельства концессия, отдающая в экоплоата- цию весь приенисейский се-верный ле-с-ной массив. Е-сть где разгуляться. Но менее выгоде-н вывоз леса в круглом -виде, и концессионеры приступают к постройке —- поблизости от Енисейска, в селе Мак- лаково — -первого на севере лесопильного завода. И теперь к устью Енисея, к ме сту пере-груэки в морские . суда, наравне с круглым лесом идет -в лихтерах транс портабельный и дорогостоящий отборный пиломатериал. Только место перегрузки на Енисее -у острова Пашкова-, так назы ваемый Усть-Енисейокий порт, не удов летворяет концессионеров. Открытый для севе-рньгх и особен-но северо-западных вет ров, на-гоняющих воду с моря, Усть-порт не приспособлен для хранения грузов и не беэо-па-сен для речных па-роходов. Начи наются поиски лучшей гавани, но... тем ■временем проходит еще несколько лет и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2