Сибирские огни, 1946, № 3

молевой лес. Начало самого северного сплава. Н о ' бревна плывут молем — в одиночку — недолго: только там, где им тесно— в гарных маленьких речках. На Ангаре, ка Енисее им уже слишком просторно. Даж е связанные толстой проволокой в пучки, сведенные в огромные плотокара­ ваны, они делаются игрушкой -Воля, ког­ да разыгрываются сердитые низовские ветры. Труден и опасен путь плота в Ангаре. Быки, утесы, перекаты, шиверы, камни, пороги грозят ему почти на каждом ки- . лометре. Еще труднее в низовьях Енисея. Река там подобна океану: с одного бере­ га не виден другой. Пески, отмели, косы и 'самое страшное — осенние штормы. Не­ проглядная долгая ночь и кипящая злая стихия... В 1929 году на север Енисея, в только что возникший там, далеко за полярным кругом город Игарку, поплыли, первые плоты... Впрочем, это не совсем точно, и нельзя рассказать о заполярном сплаве, не затронув его историю. Сказочно богатый лесными массивами Красноярский край пересекают две основ­ ных транспортных магистрали: железнодо­ рожная с запада на восток и водная, Енисей — с юга на севео. Наибольшие и поистине неисчислимые запасы лучшей в Союзе древесины падают на северо-во­ сточное от скрещения магистралей поле. Здесь в Енисей впадают еще три могу- . чих многоводных реки: Ангара, Подкамен- яая Тунгуска и Нижняя Тунгуска-. Бее это пути сплава, удобного и дешевого по сравнению с -перевозкой леса -в судах или по железной дороге. Сплава — но куда? К безлюдным пустынным берегам Ледови­ того океана? Кому там нужен лес?.. Да, на побережье океана- лес никому н-е нужен. Но, если путь -его продол­ жить?.. И в 1898 г. предприимчивый краснояр­ ский купец Шарыпов заключает контракт с иэв-естным инициатором постройки рус­ ского ледокольного флота ад-миралом Ма­ каровым на доставку на ледоколе «Ер­ мак» партии бревен от Брекав-с-ких остро­ вов в Англию. Далек путь леса от Бре- ховокмх островов, но в Енисей ледоколу войти невозможно, и Шарыпов оплавляет на пробу 1.200 дерев -в самое устье Ени­ сея . Ловкому промышленнику на это-т раз не повезло, контракт с Макаровым оказал­ ся нарушенным: из-за тяжелых ледовых условий -в Карском море «Ермак» не при­ шел и сплавленный лес погиб. Шарыпо-в, к тому времени подписавший с Енисей­ ским управлением государственных иму- ществ договор на закупку одного мил­ лиона деревьев, был так напу-ган постиг­ шей его у Бреховских острово-в неудачей, что поспешил расторгнуть сделку. Десять лет после этого никто не пред­ принимал серьезных попыток к сплаву леса в низовья Енисея. Но жизнь сама подсказывала желанн-о-сть освое-ни-я этого трудного, но интересного и выгодного де ­ ла, и в 1908 году думская фракция си­ биряков обратилась к председателю Сове­ та министров Столыпину с ходатайством О проведении ряда мероприятий, способ­ ствующих вывозу сибирского л-еса север­ ным морским путем. Ходатайство сибиря­ ков попало на- заключение к министру финансов Коковцеву. Проваливая пфоект сибиряков, Коков­ цев в своем докладе Совету министров писал дикие вещи; утверждал, что си­ бирские леса истреблены порубками Я по­ жарами и запасы товарной древесины столь незначительны, что не имеют промышлен­ ного зн-ачения. О качестве ж е сибирской древесины он сообщал поистине «изуми­ тельные» сведения: «...Деревья сибирской тайги ра-стут очень медленно и в редких сл-у-ча-ях достигают значительной толщи­ ны...» «Крайности температур и влажности, вообще резкие климатические годовые пе­ ремены, столь свойственные -всем странам -с континентальным климатом, а стало быть и Сибири, губительно- отзываются н-а росте деревьев, от сильных морозов древесина их разрывается...» «Тот ли это лес, который может выдержать конкурен­ цию, не говоря уже канадского или скан­ динавского леса, но даже леса хотя бы Архангельской губернии...» И, как есте­ ственное следствие, убийственный вывод: «...Ввиду таких фактов министерство фи­ нансов не решается возлагать надежд на... могущие произойти от сего выгоды для Сибири...» И еще -четыре пустых года легло в ис­ торию Сибирского северного сплава. Толь­ ко -в 1913 году иностранный капитал дерзнул не согласить-ря с мнением Коков­ цева. Организовав успешную экспедицию через Карско-е море -в устье Енисея на пароходе «Коррект», данные которой по­ служили материалом дл-я известной -книги лично участвовавшего в плавании Фрить­ офа. Нан-сена. «В -страну будущего», Нор­ вежское акционерное общество -в следую ­ щем 1-914 году, когда уже гремели зал­ пы первой мировой войны, благополучно вывезло северным морским путем около 5.000 б-ревен. Уда-ча окрылила акционеров. Перерезан­ ные немецкой блокадой торго-вые пути в Россию через Балтийское море заманчиво открылись теперь н-а севере, -в дополнение к освоенному Арх-апгельско-Мурманскому по-рту. Спешно получена от царского прави­ тельства концессия, отдающая в экоплоата- цию весь приенисейский се-верный ле-с-ной массив. Е-сть где разгуляться. Но менее выгоде-н вывоз леса в круглом -виде, и концессионеры приступают к постройке —- поблизости от Енисейска, в селе Мак- лаково — -первого на севере лесопильного завода. И теперь к устью Енисея, к ме­ сту пере-груэки в морские . суда, наравне с круглым лесом идет -в лихтерах транс­ портабельный и дорогостоящий отборный пиломатериал. Только место перегрузки на Енисее -у острова Пашкова-, так назы­ ваемый Усть-Енисейокий порт, не удов­ летворяет концессионеров. Открытый для севе-рньгх и особен-но северо-западных вет­ ров, на-гоняющих воду с моря, Усть-порт не приспособлен для хранения грузов и не беэо-па-сен для речных па-роходов. Начи­ наются поиски лучшей гавани, но... тем ■временем проходит еще несколько лет и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2