Сибирские огни, 1946, № 3
ме редакции журнала «Будущая Сибирь», перечислив грандиозные задачи индустриа лизации Западной и Восточной Сибири, и указав, что мы должны смотреть на всю нашу будничную работу с высоты основ ной задачи, а эта задача — создание об разцового социалистического общества,— Горький писал: «Именно с высоты этой задачи я смотрю на дело издания журна ла «Будущая Сибирь», и для меня э т о - великое культурно-революционное дело». 4 Московские критики, издательства и журналы недооценивали областную лите ратуру. Многие из них думали, что в краях и областях могут и должны быть произведения только малоценные, а пи сатели начинающие. Равнодушие и барское пренебрежение к литературе краев и областей глубоко возмущали Алексея Максимовича. В ста тье «О литературе», отметив, что крити кой не прочтены! десятки книг или про чтены невнимательно и торопливо, Горь кий требовал: «Не игнорировать област ной литературы и прессы, например,, журнал «Сибирские огни» вполне заслу живает серьезного внимания критики, отличный журнал». Сломить безразличие, равнодушие к областной литературе было нелегко. Но сломить его было нужно. И Алексей Максимович с трибуны Всесоюзного съе з да писателей снова и снова настаивает: «Нам необходимо обратить внимание на литературу областей, особенно Восточной и Западной Сибири, вовлечь ее в круг на шего внимания, печатать в журналах центра, учитывать ее значение, как орга низатора культуры». Пример, как нужно относиться к лите ратуре областей, как помогать ей, как «учитывать ее значение» показывал сам Алексей Максимович. В 1925 г. в Новосибирске ■начал вы ходить небольшой иллюстрированный жур нал «Сибирь». Узнав об этом. Горький пишет редакции: «Очень прошу вас при слать мне журнал. И нет ли каких-либо местных изданий, которые познакомили бы меня с литературой сибирской моло дежи: альманахов, сборников, стихов?». Литературную молодежь Горький счи тал «дважды родственной» для себя — «как людей с направлением к лучшему и как людей, желающих пойти путем, кото рый мною уже пройден и снабдил меня известной долей опыта, которого у них— нет». И он сам шел навстречу этой мо лодежи, помогал ей. Он великолепно знал и не забывал никогда, что «все великое начинается с малого: ничтожен объем зерна, из которого вырастает могучий си бирский кедр». Прочитав в 1928 г. в «Сибирских ог нях» рассказ молодой сибирской писа тельницы Н. Чертовой, он немедленно за прашивает: «Кто это Чертова?». Через два года в тех же «Сибирских огнях» по является новое произведение Н. Чертовой — повесть «Горькая пена». Горький по сылает молодой писательнице теплое обо дряющее письмо. Интересуясь работой сибирской литера турной молодежи, помогая ей, Горький всегда был у колыбели рождения боль ших книг, первый поздравлял авторов с успехом, первый популяризировал их кни ги. В 1931 г. вышел роман И. Шухова о сибирском казачестве. Алексей Максимо вич прислал автору теплое ■письмо: «Вы написали очень хорошую книгу, это —■ несомненно». В марте 1935 г. Горький выступил с речью на пленуме Союза советских писа телей. «Должен указать одно, — заявил он в этой речи, — что, несмотря на оби лие докладов и остроту критики, — и критики и литераторы обнаружили все- таки недостаточное знакомство с совре менной литературой, не назвали целого ряда книг, которые заслуживают внима ния критики, — , должны заслужить, — которые прошли незаметно... Говорили • двух основных произведениях на тему колхоза, — о произведении Шолохова и произведении Панферова. Конечно, это основные произведения. — кто это будет отрицать, но есть третье — Шухова «Не нависть», тоже очень значительное про изведение». Из всех участников многолюдного пле нума только Горький заметил это третье значительное произведение о коллективи зации, произведение, написанное областным писателем. В 1926 г. где-то в далеком Хабаровске вышла талантливая книга В. К- Арсеньева «В дебрях Уссурийского края». Она бы ла издана небольшим тиражом, напеча тана на серой бумаге. Но Горький, жив-- ший тогда в Италии, разыскал эту книгу, и вот автор получает от Алексея Макси мовича восторженное письмо: «Книгу ва шу я читал с великим наслаждением». Великий писатель радовался каждой ли тературной удаче, особенно удаче моло дого писателя, долго эти удачи помнил, любил говорить о них. И когда к Горь кому в Сорренто приехал известный исто рик литературы и критик П. Коган. Алек сей Максимович, «■заговорив о современ ной литературе, — пишет в своих воспо минаниях П. Коган, — начал с книги не коего (!) Арсеньева, называется она, ка жется, (!) «По Уссурийским степям» (?). Критик и историк литературы, как мы ви дим. из приведенных выше строк, оказы вается, даже не знал о книге Арсеньева и впервые услышал о ней в... Италии от Горького. А ведь это такая книга, где автору «удалось объединить в себе Брэма ,и Фенимора (Купера!». Но Коган не про читал книги Арсеньева и после рекомен дации Горького (стоит ли интересоваться книгой, которая вышла где-то в Хабаров ске!). И через два года после беседы с Горьким Арсеньев для него все еще «не кий» и название книги Арсеньева для не го не «В дебрях Уссурийского края», а «По Уссурийским степям». Сибиряки часто посылали свои книги Горькому. В ответ они аккуратно получа ли письма, в которых неизменно была та кая фраза: «Я уже читал». Нередко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2