Сибирские огни, 1946, № 3

журнал»; «Очень прошу вас прислать мне журнал». Горький сам сотрудничал в «Сибир­ ских огнях» и в других сибирских жур­ налах. «В «С. О.» он напечатал статью «О себе», рецензию на сборник стихов Исаковского «Провода в соломе», в жур­ нале «Сибирь» — рассказ «Убийцы», в «Сибирской живой старине» — воспоми­ нания об Арефьеве, журналу «Будущая Сибирь» предложил перепечатать его «Рассказы о героях». Горький повседневно заботился о росте литературы в областях Сибири, помогал разгореться в них литературным огням, устранял причины, которые могли осла­ бить силу их света. Литературные костры в Сибири горели не всегда равномерно. Вражеские руки временами бросали в них гнилые, про­ мозглые пни. Гнилье, разумеется, не да ­ вало огня. По тайге расстилался гнилост­ ный, едкий дым. Больше того, был пери­ од, когда в состав редакции журналов пробрались враги народа и пытались ис­ пользовать их в своих контрреволюцион­ ных целях. В 1928—1929 гг. группа новосибирских «литераторов» из троцкистского лагеря, объявив искусство «опиумом для народа», сделала попытку совсем потушить лите­ ратурные огни в Сибири. Для Горького это не могло пройти не­ замеченным. В июле 1929 г. у него был сибирский писатель А. Коптелов. Алексей Максимович расспрашивал о Сибири, о литературных делах, о работе писателей. Из вопросов я увидел, — пишет Коп­ телов в своих воспоминаниях, — что Горький неплохо осведомлен даже о по­ следних литературных делах в Сибири». А этими «последними делами» была «дея­ тельность» троцкистской литературной группы «Настоящее», начавшей поход против художественной литературы. — Я пишу статью о культуре и в ней укажу на этих вредителей, — сообщил Алексей Максимович. Через несколько дней в «Известиях» появилась статья Горького «Рабочий класс должен воспитать своих мастеров куль­ туры», в которой он писал: «У нас в области оценок воспитатель ного значения художественной литерату­ ры не все благополучно. Особенно замет­ но это в провинции. Вот пример: редак­ тор «Советской Сибири», краевой газеты, Курс, — бывший анархист, как мне ска­ зали, — организовал гонение на худо­ жественную литературу, и один из его сторонников, некто Панкрушин, заявил, что «художественная литература реакци­ онна по своей природе»... С моей точки зрения, —не цеховой, а с точки зрения человека, который лет 50 наблюдал и до сего времени наблюдает революционно- воспитательное значение литературы, — Панкрушин не только малограмотный па­ рень, а человек, которого я считаю впра­ ве назвать бессознательным «вредителем» в области культурной работы. Далее: при газете организована литературная страни­ ца. Но некий тов. Гиндин заявляет лит­ кружку: «Партия и советская вд&сть не для того дали бумагу, чтобы печатать на ней стихи и рассказы». Литературная страница ликвидируется. «Рабочий класс не может и не должен признавать таких мудрецов, весьма похо­ жих на вредителей культурной работы, мастерами культуры». Троцкистские вредители из группы «На­ стоящее», припадавшие к Горькому до этой уничтожающей статьи с предатель­ ским иудиным поцелуем, подняли против него неистовый, клеветнический шум и визг, который был решительно пресечен специальным постановлением ЦК ВКП(б) от 25 декабря 1929 г. Троцкистская контрреволюционная ли­ тературная группа в Сибири была разоб­ лачена партией при помощи Горького и разгромлена. В 1933 г.. после исторического поста­ новления ЦК ВКП(б) о перестройке ли­ тературно-художественных организаций, литературный костер Сибири разгорелся с новой силой. Сибиряки вновь услышали радостные, ободряющие слова Алексея Максимовича: «Очень рад узнать, — пи­ сал он редакции журнала, — что «Сибир­ ские огни» снова разгораются, искренне желаю им разгореться ярко, уверен, что это так и будет». Через год после этого письма сибир­ ская делегация Всесоюзного съезда писа­ телей была в гостях у Горького. Разго­ вор начался сразу же о «Сибирских ог­ нях». Алексей Максимович был знаком почти со всеми основными произведения­ ми', которые появились в журнале. Он дал некоторым из них оценку, похвалил ре­ дакцию за то, что она печатает произве­ дения целикам в одном номере без про­ должений и посоветовал увеличить объем журнала. Литературный журнал в области, крае был для Горького не одним из многих литературно-художественных ежемесячни­ ков, а большим, принципиально новым явлением — одним из элементов создания в стране новых культурных центров. «Мы строим не один, а много центров куль­ туры», — говорил он. В одном из писем о задачах «Сибирских огней» прямо ука­ зывал: «Смысл дела — воспитание об­ ластной культурной интеллигенции». Алексея Максимовича глубоко радовало, что освобожденные народы выдвигают сотни новых талантов, что литература не является привилегией одного-двух цент­ ров, а создается во многих центрах стра­ ны. «Если бы я писал отчет о значитель­ ных книгах, созданных духом революции за десятилетие, — 20-й и 30-й года, — мне бы пришлось растянуть эту статей­ ку, — писал он в статье «О литературе», - - от Эривани до Архангельска, от Мин­ ска до Владивостока через Киев, Харьков, Новосибирск, заглянув и в Ташкент, и в Ростов, и во все другие пункты1, где бо­ лее или менее энергично создается iho - вая, советская литература». Создание литературы в областях Горь­ кий рассматривал, как одно из звеньев социалистического строительства. В пись-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2