Сибирские огни, 1946, № 3
фессорам и бывшим беспризорникам, в с. Баево — колхознику Васечко, в Слав- городский район — подшефному колхозу, в Барнаул — пимокатам, в Кемерово — литкружковцам, в Игарку — пионерам, в Иркутск — школьникам, в Новоси бирск — краевому съезду колхозников- ударников. j Особенно много и часто писал Алек сей Максимович сибирским писателям, ре дакциям литературных журналов, съездам писателей. Трудно назвать сибирского пи сателя, который не встретил бы со сто роны Алексея Максимовича опора, под- дериски, совета, помощи. Горький все время незримо присутствовал у руля ли тературного движения в Сибири. В . первые годы советской власти в Си бири здесь возникло оживленное литера турное движение. В 1922 г., в центре края, в Новосибирске, загорелся литера турный костер — «Сибирские огни», вто рой по времени возникновения литера турно-художественный журнал в молодой республике Советов. Костер был разло жен прямо на снегу, как любили выра жаться организаторы журнала. В этом фигуральном выражении было много пря мой правды. В Новосибирске, бывшем еще вчера заштатным уездным городом, не было тогда ни литературной организации, ни сколько-либо приличной полиграфиче ской базы. За всю свою историю в этом городке был напечатан в местной газете всего один рассказ. Литературные огни были разожжены под непосредственным руководством Сиб- бюро ЦК ВКП(б), они разгорались и крепли при постоянной помощи и п о д держке сибирской парторганизации боль шевиков. Костер с первых же дней вспыхнул яр ким пламенем. Около него собрались лю ди с горячим сердцем, прекрасно знающие жизнь, имевшие богатые наблюдения дей ствительности. В журнале были напеча таны стихи, рассказы, очерки, пульсирую щие горячей кровью живой, революцион ной жизни.. В первой книжке «Сибирских огней» один из критиков заявил, правда, что «Сибирь не любит поэзии». Но у ко стра с первых же дней появились не только прозаики, но и песнопевцы новой жизни. К литературному костру стали соби раться писатели из всех городов края. Каждый из них приносил в журнал плоды своих лучших творческих успехов. И ли тературный костер, разгораясь все более широко, освещал простор® необъятной Си бири* Журнал ставил перед собой зада чи печатать «повести и рассказы, пьесы и стихи, главным образом, художественно воспроизводящие эпоху социалистической революции и ее своеобразное жизненное отражение в Сибири». Первый номер «Сибирских огней» был открыт повестью начинающей писательни цы JI. Сейфуллиной. С выходом каждого нового номера появлялись в журнале про изведения новых 'писателей, многие из которых сейчас известны всему Союзу. Литературный костер разгорался. Это очень радовало Алексея Максимовича. О® неослабно следил за ним, за каждой его искрой. Он незримо сам был около этого- костра. В письмах в Сибирь, в литера турно-критических статьях, в речах на- литературные темы Горький часто отме чал большое культурное значение «Си бирских огней» и других сибирских жур налов. В 1928 г. в письме редакции «Сибир ских огней» Горький писал: «С 1922 г. (т. е. с первого дня возникновения «С. О.». — С. К-) журнал у меня есть, так что я могу, вероятно, составить себе- более или менее полное представление о- всей работе «Сибирских огней». Из. «Искры» разгорелись, — как вы знаете,— довольно яркие костры во всем нашем мире, — это дает мне право думать, что отличная культурная работа «Огней» ра зожжет духовную жизнь грандиозной Си бири». Узнав о возникновении в Иркутске журнала «Будущая Сибирь», Алексей Максимович писал редакции: «Это — со вершенно необходимое и своевременное дело... областная литература — организа тор культурно-революционного сознания, трудовых масс». В 1928 г. в западно-европейской буржу азной прессе появилось клеветническое «письмо» о положении литературы в Со ветском Союзе. Эмигранты Бальмонт и Бунин призывали Ромэн Роллана выска зать свое порицание советской власти за то, что в Советском Союзе, якобы, запре щен® классики и что в России нет боль ше литературы. Ромэн Роллан обратился; к Горькому, и Алексей Максимович от ветил: «Вам пишут, что в России нет больше литературы. Что за странное утвержде ние! Я изумлен обилием молодых лите раторов... В данный момент в России имеются сотни писателей: их количество быстро увеличивается, и я могу объяс нить это лишь даровитостью моего наро да. Русский народ начинает, наконец,, сознавать свое «я», свою ценность и пра во на свободу творческих сил во всех областях жизни». Перечислив имена талантливых совет-, ских писателей, достойных «не только упоминания, но и похвалы», Горький пи сал: «Весьма возможно, даже несомнен но, что я забыл вам назвать еще целый ряд талантливых писателей. Я не имел времени перечитать все, и боюсь вас уто мить перечислением всех писателей, со трудничающих в журнале «Сибирские огни». Между ними есть люди очень спо собные». Алексей Максимович был аккуратным подписчиком и внимательным читателем «Сибирских огней», но из-за плохой ра боты почты он получал журнал не всегда регулярно. В письмах его в Сибирь часто- встречаются такие фразы: «В декабре посланы из Москвы деньги — подписная плата «Сибирским огням», журнал не по лучаю»; «Сибирские огни» попадают мне редко, отдельными номерами. Хороший?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2