Сибирские огни, 1946, № 3

фессорам и бывшим беспризорникам, в с. Баево — колхознику Васечко, в Слав- городский район — подшефному колхозу, в Барнаул — пимокатам, в Кемерово — литкружковцам, в Игарку — пионерам, в Иркутск — школьникам, в Новоси­ бирск — краевому съезду колхозников- ударников. j Особенно много и часто писал Алек­ сей Максимович сибирским писателям, ре­ дакциям литературных журналов, съездам писателей. Трудно назвать сибирского пи­ сателя, который не встретил бы со сто­ роны Алексея Максимовича опора, под- дериски, совета, помощи. Горький все время незримо присутствовал у руля ли­ тературного движения в Сибири. В . первые годы советской власти в Си­ бири здесь возникло оживленное литера­ турное движение. В 1922 г., в центре края, в Новосибирске, загорелся литера­ турный костер — «Сибирские огни», вто­ рой по времени возникновения литера­ турно-художественный журнал в молодой республике Советов. Костер был разло­ жен прямо на снегу, как любили выра­ жаться организаторы журнала. В этом фигуральном выражении было много пря­ мой правды. В Новосибирске, бывшем еще вчера заштатным уездным городом, не было тогда ни литературной организации, ни сколько-либо приличной полиграфиче­ ской базы. За всю свою историю в этом городке был напечатан в местной газете всего один рассказ. Литературные огни были разожжены под непосредственным руководством Сиб- бюро ЦК ВКП(б), они разгорались и крепли при постоянной помощи и п о д ­ держке сибирской парторганизации боль­ шевиков. Костер с первых же дней вспыхнул яр­ ким пламенем. Около него собрались лю­ ди с горячим сердцем, прекрасно знающие жизнь, имевшие богатые наблюдения дей­ ствительности. В журнале были напеча­ таны стихи, рассказы, очерки, пульсирую­ щие горячей кровью живой, революцион­ ной жизни.. В первой книжке «Сибирских огней» один из критиков заявил, правда, что «Сибирь не любит поэзии». Но у ко­ стра с первых же дней появились не только прозаики, но и песнопевцы новой жизни. К литературному костру стали соби­ раться писатели из всех городов края. Каждый из них приносил в журнал плоды своих лучших творческих успехов. И ли­ тературный костер, разгораясь все более широко, освещал простор® необъятной Си­ бири* Журнал ставил перед собой зада­ чи печатать «повести и рассказы, пьесы и стихи, главным образом, художественно воспроизводящие эпоху социалистической революции и ее своеобразное жизненное отражение в Сибири». Первый номер «Сибирских огней» был открыт повестью начинающей писательни­ цы JI. Сейфуллиной. С выходом каждого нового номера появлялись в журнале про­ изведения новых 'писателей, многие из которых сейчас известны всему Союзу. Литературный костер разгорался. Это очень радовало Алексея Максимовича. О® неослабно следил за ним, за каждой его искрой. Он незримо сам был около этого- костра. В письмах в Сибирь, в литера­ турно-критических статьях, в речах на- литературные темы Горький часто отме­ чал большое культурное значение «Си­ бирских огней» и других сибирских жур­ налов. В 1928 г. в письме редакции «Сибир­ ских огней» Горький писал: «С 1922 г. (т. е. с первого дня возникновения «С. О.». — С. К-) журнал у меня есть, так что я могу, вероятно, составить себе- более или менее полное представление о- всей работе «Сибирских огней». Из. «Искры» разгорелись, — как вы знаете,— довольно яркие костры во всем нашем мире, — это дает мне право думать, что отличная культурная работа «Огней» ра­ зожжет духовную жизнь грандиозной Си­ бири». Узнав о возникновении в Иркутске журнала «Будущая Сибирь», Алексей Максимович писал редакции: «Это — со­ вершенно необходимое и своевременное дело... областная литература — организа­ тор культурно-революционного сознания, трудовых масс». В 1928 г. в западно-европейской буржу­ азной прессе появилось клеветническое «письмо» о положении литературы в Со­ ветском Союзе. Эмигранты Бальмонт и Бунин призывали Ромэн Роллана выска­ зать свое порицание советской власти за­ то, что в Советском Союзе, якобы, запре­ щен® классики и что в России нет боль­ ше литературы. Ромэн Роллан обратился; к Горькому, и Алексей Максимович от­ ветил: «Вам пишут, что в России нет больше литературы. Что за странное утвержде­ ние! Я изумлен обилием молодых лите­ раторов... В данный момент в России имеются сотни писателей: их количество быстро увеличивается, и я могу объяс­ нить это лишь даровитостью моего наро­ да. Русский народ начинает, наконец,, сознавать свое «я», свою ценность и пра­ во на свободу творческих сил во всех областях жизни». Перечислив имена талантливых совет-, ских писателей, достойных «не только упоминания, но и похвалы», Горький пи­ сал: «Весьма возможно, даже несомнен­ но, что я забыл вам назвать еще целый ряд талантливых писателей. Я не имел времени перечитать все, и боюсь вас уто­ мить перечислением всех писателей, со­ трудничающих в журнале «Сибирские огни». Между ними есть люди очень спо­ собные». Алексей Максимович был аккуратным подписчиком и внимательным читателем «Сибирских огней», но из-за плохой ра­ боты почты он получал журнал не всегда регулярно. В письмах его в Сибирь часто- встречаются такие фразы: «В декабре посланы из Москвы деньги — подписная плата «Сибирским огням», журнал не по­ лучаю»; «Сибирские огни» попадают мне редко, отдельными номерами. Хороший?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2