Сибирские огни, 1946, № 3
.летарских писателей (в 1914 и в 1916 гг.). •Для участия в этих сборниках он привлек ,и сибиряков. В первом был напечатан рассказ Н. Анова «Смерть Агаши», во втором — два рассказа В-с. Иванова — «Дед Антон» и «По Иртышу». В 1912 г. Алексей Максимович предло- .жил сибирякам издавать свой толстый журнал. «И силы у вас есть, — писал он, — и вопросов, требующих разработ к и , — непочатый край... Отчего у вас не налаживается журнал? Чудесное бы д е ло» Это предложение было встречено си мбирскими писателями восторженно. Но организация журнала не могла быть ско ро осуществлена. Сибиряки считали не обходимым выпустить на первых порах «Сибирский сборник» (предполагалось, что таким сборником должна быть одна из книжек «Знания»), В письме Анучину от 21 июня Горький одобрил эту мысль: «Будучи на вашем месте, я бы тотчас же шачал претворять ее в дело, так, чтобы •осенью сборник появился в продаже». В последующих письмах сибирякам он неоднократно спрашивает: «Как идет дело Сибирского сборника»?, «Порадуйте ново стями по «Сибирскому сборнику», «Скоро ли получу материалы для сборника?». В начале 1913 г. Горький получил пер вые рукописи. Они его приятно обрадова ли: «Да, ведь это целая золотая россыпь! Сборник будет хорош... Молодцы, Си бирь!». Алексей Максимович собирался напи сать к «Сибирскому сборнику» «маленькое предисловие, выясняющее внутренний со циально-психологический смысл сборника», просил прислать для сборника статью о культурных задачах и потребностях Си бири. «Только с точки зрения этой ста тьи, я мог бы более или менее верно оценить материал сборника, ,— его при годность, его соответствие общему тону ■и смыслу статьи». Дело с изданием сборника, неожиданно [расстроилось. Группа сибирских писателей -отказалась от его издания, очевидно вследствие возникших сред" нее разно гласий. В письме Анучину Горький пи сал : «Конечно, будет так, как вы реши те, но, на мой взгляд, вы напрасно от казываетесь осуществить эту добрую за тею. Напрасно!». Мысль Горького об издании в Сибири литературных сборников и толстых жур- шалов помогла осуществить пролетарская революция. 3 Особенно пристально Горький интересо вался Сибирью, особенно широко помогал развитию литературы в ней после Ок тябрьской социалистической революции, когда Сибирь, по его выражению, «из края кандалов и смертей» стала Сибирью советской, «краем социалистического со зидания». Горький интересовался колоссальными богатствами и неограниченными возможно стями социалистической Сибири. Он на зывал ее «огромной, чудовищно богатой страной, земля которой как будто все •охотнее открывает перед нами неисчерпае мые сокровища ее недр, колоссальные массивы лесов, неизмеримые запасы энер гии ее мощных рек». Он все время был в курсе жизни Сибири, прекрасно был осведомлен о запасах энергии Ангары, о мараловодстве на Алтае, о полезных ис копаемых Салаира, об урожаях Кулун- динской степи, о золотодобыче на Алда не, о пушных богатствах Уссурийской тайги. Горький внимательно следил за ходом социалистическогр строительства в Сиби ри и радовался каждому успеху в ее со циалистическом преобразовании. «Индустриализация Западной и Восточ ной Сибири, — писал Горький в 1930 г., —это — одна из тех великих хозяйствен ных задач, которые быстро ведут нас к решению основной задачи: к организации всего хозяйства нашей страны в формах социализма, а затем — неизбежно — к полному экономическому и духовному ра скрепощению всей массы рабочих мира и каждой отдельной личности». «Великая эта радость, — писал он в 1935 г. краевому съезду колхозников- ударников Западной Сибири, — строить прекрасную, ладную жизнь на колхозной земле». Алексей Максимович мечтал о будущем Сибири. И это будущее рисовалось ему величественным: «поражая воображение своей грандиозностью, развертываются сказочные картины будущего Сибири, ко торые создаст укрощенная и освоенная рабочей энергией людей стихийная сила Ангары и Великий Северный путь сквозь Сибирь, путь, который свяжет ее с тремя океанами». Горький очень хотел лично побывать в Сибири. «Очень бы хотелось побывать у вас», — бросает он в 1912 г. фразу в письме Анучину. Много раз он мечтал съездить на Алтай. Сибирские писатели, зная это, изыскивали способы так обря дить его, чтобы он сошел за какого-либо «ходока» или старовера, искателя Бело водья. Поездка не могла состояться — Горький жил за границей в изгнании и не мог вернуться в Россию. В 1914 г. в беседе с одним сибирским писателем Алек сей Максимович вспоминал, что он не раз собирался в Сибирь, «да все как-то не удавалось». Алексей Максимович не оставлял свою мечту побывать у нас, в Сибири. Он пи сал об этом в ряде писем, говорил в беседах с сибиряками. И он осуществил бы свое давнишнее желание, если бы подлые враги народа не оборвали его прекрасную жизнь. Великому другу Сибири не удалось по бывать в ней. Но с Сибирью он всегда был крепко связан. Особенно окрепла и расширилась его связь с Сибирью после революции. Из Сибири к нему и от него в Сибирь шел непрерывный поток писем. В Сибири, этом огромном крае, много та ких дорог, по которым почтальоны еже годно носили письма, написанные харак терным горьковским почерком. Он писал в тайгу алданским зологоразведчикам, в Анжерку — учителям, в Томск — про-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2