Сибирские огни, 1946, № 3
шомогал овладеть литературной техникой. В 1913 г. Горькому были посланй на о. Кипр рукописи десятка сибирских писателей для «Сибирского сборника». Рукописи эти, как мы узнаем из письма Анучину, Горький «немедленно прочитал». На их полях появи лись многочисленные горьковские пометки, вопросы, замечания. Они говорили и о со держании и о форме произведений, обраща ли внимание на пра:*ильное построение фраз, на их художественную выразитель ность и на чисто звуковую сторону, на со четание букв. «Это были первые серьезные указания, которые мы, начинающие тогда литераторы, получили от авторитетного ли ца, от внимательнейшего и строгого ре дактора», — пишет в своих воспоминаниях -Арт. Ершов, представлявший для сборника свой рассказ «В земле обетованной!». Нередко Алексей Максимович писал ав торам подробные письма по поводу их ру кописей, и молодые писатели находили в этих письмах такие указания, советь!, разъяснения, которых не мог им дать ни какой учебник литературы. Иногда Горь кий непосредственно сам брался за ис правление и обработку рукописей. «Рас- t сказ Семенова можно сделать очень инте ресным, я попробую», — писал он соре дактору «Современника» Ляцкому. Пример этот — один из десятков. Уже в совет ские времена он писал начинающей си бирской писательнице Емельяновой: «Дружную жизнь» я напечатаю в «Наших достижениях»... по печатному тексту вы увидите, какие исправления внесены в ваш ойРрк». Никто не мог так безошибочно открыть новый талант, как Горький, никто не мог ■так просто и дружески, как Горький, под держать начинающего писателя. С пора- ~зительной прозорливостью он умел заме тить в ворохе рукописей искру подлин ного художественного таланта и по-горь- ковски окружить его заботой, отеческим ■вниманием. Он первый заметил литератур ную талантливость известных сейчас пи сателей — Вс. Иванова, Ф. Гладкова, В. Бахметьева, начинавших свой литера турный путь в Сибири, первый поддержал их, предсказав большое литературное бу дущее. Талантливыми авторами Горький интере совался не только годами, а целыми де сятилетиями; следил за их ростом, помо гал сформироваться в мастеров слова. Так, в поле внимания Горького в течение многих лет были — сибирский рабочий Иван Тачалов, инженер-изыскатель Вяч. Шишков, наборщик курганской типогра фии Вс. Иванов, этнограф Анучин и др. В 1906—1907 гг., в период мрачной ре акции, когда «лирический шопот гумани стов заглушали залпы карательных отря дов по рабочим и стоны тысяч крестьян, которых секли», Горький получил стихи Ивана Тачалова. Они обратили ' на себя внимание Горького своим бодрым, жизне радостным настроением, верой в «царство правды на земле». Это был «необычный ■голос, необыкновенные слова в то время». В статье «О писателях-самоучках», на- шечатанной в 1911 г., Алексей Максимо вич привел полностью автобиографию Та чалова, жизнь которого была «сплошным мученичеством», как говорил сам Тача лов. «Что же и о чем может писать че ловек такой страшной жизни?» — спра шивает Горький в этой статье и тут же отвечает строфами из стихов Тачалова. В 1912 г. в письме поэту из рабочих С. Е. Ганьшину Алексей Максимович вновь пишет о стихах Тачалова: «Если встретится вам сборник стихов Тачалова, — прочитайте, очень любопытно». В этом же году в одном из писем в Сибирь, Горький с глубоким удовлетворе нием отмечает: «Много хорошего народа у вас, как чувствуется. Весьма любопы тен у вас Тачалов». Горький поддерживает талантливого самоучку, посылает ему письма, собирает ся издать его стихи отдельной книгой, пишет предисловие к его «Мрачной пове сти». Издание Горьким стихов Тачалова не состоялось. Тачалов, рассудив, как он пишет в одном из писем, что Горький завален изданиями подобного рода, не по слал ему свои стихи. Письма Горького и его статья ободряли поэта-рабочего, увеличивали силу его со противляемости страшной жизни, а тогда «страшная была не только личная жизнь Тачалова, — жизнь вообще была страш на своим обнаженным и жестоким циниз мом». В письме Горькому Тачалов писал: «Читал вашу статью «О писателях-само учках» и очень гордился, по^яв, что вы это использовали в пику духовной расша танности интеллигенции, противопоставляя нас, как носителей возрождения духа бодрости и веры в торжество грядущего царства истины; нас — сохраняющих под кошмарной тяжестью страданий зародыш Прометеева огня... но я, кажется, не удержался на указанной . вами позиции: много мрачного есть в моих стихах». Да, Иван Тачалов не удержался на ука занной Горьким позиции. «Вихрь «страш ной жизни» закружил человека, — пишет Горький в предисловии к «Мрачной по вести Тачалова. — Тачалов не нашел в себе силы развить свое дарование до гой высоты, которой оно достигло бы при других менее тяжелых условиях. А все- таки... книга Тачалова интересна и зна чительна. Интересна она потому, что, не смотря на жизнь, исковерканную нуждою и личными драмами, Иван Тачалов сумел написать такие вещи, как «Мрачная по весть», «Великое имя» и «Надмирные сказки». Согласимся, что художественное значение этих вещей невелико, что лите ратурно они не совершенны и т. д. Но не станем отрицать искренности автора и — нередко — силы его слова». Иван Тачалов был измучен, надломлен. Но до последнего дня своей жизни он понимал «пафос борьбы и радость ее», мрачная жизнь «не погасила огня его души». Он был активным участником ре волюционного рабочего движения, его стихи, которые он читал на рабочих ми тингах, призывали к борьбе. И этим Тача лов был обязан Алексею Максимовичу, его поддержке, его товарищескому слову.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2